ГлавнаяБлогиБлог психолога. Вероника Хацкевич

Агрессия и конфликты в современной школе: кто виноват и что делать? Рассказывает психолог Вероника Хацкевич.

Тенденции последних лет к увеличению конфликтов в наших школах не могут не настораживать. И дело не только в их увеличении, но и в существенном повышении «градуса» их агрессивности и накала. Только с начала этого года в России было зафиксировано 5 случаев нападения на детей и учителей другими школьниками. Это очень тревожная статистика, которая должна обеспокоить любого здравомыслящего человека.

Вероника Хацкевич:  Агрессия и конфликты в современной школе: кто виноват и что делать? Рассказывает психолог Вероника Хацкевич.

Каковы причины возникновения конфликтов в школе?
Детям и особенно подросткам свойственно стремление личностного становления и получения в свои руки влияния на окружающих, желание доказать свою «взрослость» и приобрести авторитет среди сверстников. При этом они могут чрезмерно усложнять ситуацию или, наоборот, упрощать.

Существует ли универсальное решение, которое поможет искоренить конфликты в школе?
Каждая ситуация уникальна и требует индивидуального решения. Строгая дисциплина, тотальный контроль – это путь в никуда. Именно сегодняшняя политика большинства школ в виде административного решения конфликта и принудительного удаления с «поля боя» одного из участников зачастую становятся поводом для перехода конфликта в активную агрессивную стадию действия.

Какова роль учителя и родителей при конфликте ученик-ученик?
Педагог имеет в своих руках все инструменты (опыт, образование, возможность наблюдать и присутствовать большую часть времени в среде детей), чтобы выявить, остановить и разрешить конфликт еще на стадии его зарождения. Не менее важна и роль родителей, поскольку далеко не всегда учитель обладает для конкретного ученика достаточным авторитетом, в то время, как родители такой авторитет имеют. К слову, отличный момент для общения с ним на равных и демонстрации, как должен разрешать взрослый человек сложные ситуации.

Как научить детей самостоятельно разрешать конфликты?

Необходимо снова и снова в спокойной обстановке разговаривать с детьми и разбирать примеры конфликтных ситуаций. Речь не идет о вызове на ковер и поиске виновного. Необходимо разложить весь конфликт по составляющим и рассмотреть его с разных сторон. В школьных условиях такую задачу может взять на себя и учитель, и школьный психолог. Для рассмотрения конфликта следует привлекать не только его участников, но и детей, наблюдавших развитие ситуации. Только регулярные рассмотрения ситуаций сформируют в ребенке навык самостоятельно находить правильные решения.