ГлавнаяБлогиБлог психолога. Вероника Хацкевич

Вероника Хацкевич: Как сформулировать прямые команды ребенку

Вероника Хацкевич, Хацкевич Вероника, Психолог Вероника Хацкевич

Прямое указание (команда) —  четко выраженный приказ, требование или распоряжение, сформулированные в  форме декларации. Его формулировка должна быть настолько конкретной, чтобы ребенок понял, какого именно поведения от него ждут.

Примеры:
«Подними руки вверх, пожалуйста»
«Положи этот красный мячик сюда»


Непрямое указание (команда) — неконкретный, переданный в виде намека  или вопроса приказ, требование или распоряжение, в ответ на которое ребенок должен повести себя определенным образом.

Примеры:
«Переложи тетрадь сюда, хорошо?»
«Петя! Давай-ка уберем кубики в коробку»


Делайте ясные и внятные распоряжения.
Избегайте непрямых, неоднозначных команд.


Почему?

Убирает все возможные неясности по поводу того, ждет ли родитель послушания от ребенка.
Делает понятным, что с проблемой должен справиться  ребенок самостоятельно.

Как?

Прямая команда: «Встань сюда»
Непрямая команда: «Ты бы не хотел встать на это место?»
Прямая команда: «Собери твои карандаши и мелки»
Непрямая команда: «Давай соберем твои карандаши и мелки, не возражаешь?»

Формулируйте отдельные и краткие команды.
Не делайте длинных и сложных распоряжений.


Почему?
Ребенку легче выполнять простые команды, чем разбираться в сложных, с которыми он боится не справиться.
Часть детей не могут запомнить составные распоряжения.
У ребенка появляется больше шансов заслужить одобрение.

Как?
Скажите: «Положи свои шапку и шарф на полку»
А не «Убери свои вещи в прихожей»
Скажите: «Надень ночную сорочку, почистить зубы, зайди в туалет»
Неправильно:  «Подготовься ко сну»

Делайте положительные распоряжения.
Скажите ребенку, что  нужно сделать, но не о том, чего делать не надо.


Почему?
Дети с негативным настроем, находящиеся в оппозиции к старшим, сопротивляются распоряжениям, начинающимся  со слов «перестань» и «не».
Вместо этого объясните ребенку, что он (она) может выполнить.

Как?
Ребенок качается на стуле.
Родитель: «Остановись, пожалуйста»
А не «Не качайся на стуле, сломаешь!»
 
Ребенок шумно играет  на барабане.
Родитель: «Пожалуйста, возьми книжку и посмотри картинки»
А не «Прекрати бить этими палочками!»
Ребенок убегает от родителя.
Родитель: «Дай мне руку»
А не «Не убегай от меня!»

Делайте точные распоряжения.
Не отдавайте запутанных, нечетких приказов.


Почему?
Точная формулировка точно объясняет малышу, чего именно от него ждут.
Устраняет растерянность и хаос.
Позволяет легче оценить, слушается ли ребенок родителя.

Как?
Скажите: «Говори обычным голосом, не так громко»
А не «Веди себя хорошо»
Скажите: «Пожалуйста, иди помедленнее»
А не «Давай ты будешь хорошей девочкой»
Скажите: «Подожди своей очереди»
А не «Не нарушай правила игры»

Вероника Хацкевич, Хацкевич Вероника, Психолог Вероника Хацкевич

Не форсируйте голос, говорите с раздраженными интонациями.
Не просите, но и не кричите.
Говорите менее эмоционально: не холодным, «металлическим» голосом, а «по-деловому».


Почему?
Дети должны научиться выполнять распоряжения, которые делают с обычной разговорной интонацией.
Тогда коммуникация становится значительно приятнее и для родителя, и для ребенка.

Как?
Скажите: «Подойди и сядь около меня»
А не «Сядь сюда сию секунду!!!»
Однако и  не так: «Сашенька, не расстраивай маму , мама очень просит, чтобы ты сел вот здесь!»

Будьте корректны и ведите себя вежливо, тем нее менее, ваши приказы должны быть понятными и логичными.

Почему?
Коммуникация становится  более приятной.
Тренирует хорошие социальные навыки у ребенка.
Меньше вероятность, что у ребенка, находящегося в оппозиции по отношению к родителям, проявится непослушание.

Как?
«Передай мне карандаш, пожалуйста».
«Пожалуйста, сядь около меня».

Используйте строгие руководящие указания только тогда, когда вы уверены, что ребенку по силам сделать то, что вы ему велите.

Почему?
Несправедливо наказывать за непослушание, если ребенок просто физически не смог выполнить ваш приказ.
Чтобы мотивировать ребенка на опыты и эксперименты, лучше предложите сделать что-либо менее конкретное, но посильное для него.

Как?
Скажите: «Раскрась картинку»
А не «Обведи точно по контуру эту машинку»
Скажите: «Ты хочешь  попробовать что-то написать на этой странице?»
А не  «Напиши здесь свою фамилию»

Не давайте чересчур  много директив.

Почему?
Ни взрослым, ни детям не нравится, когда им все время диктуют, что делать.
Если родители делают много распоряжений, детям тяжело их все выполнять, а родителям  утомительно постоянно осуществлять всю цепочку поступков, связанных с наказанием или поощрением ребенка.

Ведите себя последовательно,  чтобы и послушание, и непослушание всегда приводили к одним и тем же результатам.


Почему?
Это самый быстрый метод приучить маленьких детей лучше слушаться.
Послушание не должно ощущаться как подарок.
Последовательность в наступлении итогов того или иного поведения – самый мощный инструмент улучшения поведения ребенка.

Как?
Родитель: «Принеси мне твою книжку»
Если ребенок выполняет просьбу родителя, то:
Родитель: «Спасибо, что сделал то, о чем я тебя попросил. Ты отличный помощник»
Ребенок не приносит книжку родителю:
Родитель: «У тебя есть на выбор два  варианта — ты можешь принести мне книжку или ляжешь спать без чтения».

Вероника Хацкевич, Хацкевич Вероника, Психолог Вероника Хацкевич

С детьми старшего дошкольного возраста полезно использовать указания, связанные с их личным выбором.

Почему?
Это помогает приобрести самостоятельность и научиться принимать решения.
Не отнимает «власть» у тех детей, которые имеют лидерские качества и склонны к борьбе за власть.

Как?
«Пожалуйста, или смотри телевизор или играй тихо»
«Пожалуйста, надень свои белые или серые колготки»
«Говори потише или иди играть в другую комнату»


Делайте краткие пояснения. Лаконичность разъяснений исключает длительный диалог и детальное описание этических и моральных сторон требуемого действия.
Не ждите  вопроса ребенка, заранее объясните потенциально непонятные ему моменты.


Почему?
Дети, которые просят разъяснений, обычно хотят скорее «потянуть время», чем действительно получить ответ.
Объясняйте все, что считаете нужным до того, как сделать распоряжение. Это предотвратит ненужные споры.

Как?
Неправильно
Родитель: «Убери краски»
Ребенок: «Почему?»
Родитель: «Потому что нам нужно одеваться и уходить»
Ребенок: «Дорисую и уберу»
Родитель: «Я что сказал(а)? Сейчас же убери краски!!»

Правильно
Родитель: «Нужно закончить раскраску, потому что нам пора одеться и сходить в магазин. Пожалуйста, убери рисунок и краски»
Ребенок: «Почему?»
Родитель игнорирует попытку ребенка втянуться в диалог, так как  разъяснения уже были сделаны.

-

Справка: Вероника Хацкевич - известный психолог, автор книг и статей в популярных изданиях.

Комментарии:
Ирина Кулыгина   27 Марта 2018, 12:11
Вероника Хацкевич молодец. Хороший материал.