Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Ученые выяснили, по какой причине дети плохо читают, и предложили способ решения этой проблемы

20.02.2013 00:00 |

По мнению ученых, способность ребенка читать напрямую связана с навыком умения внимательно слушать, а также с обладанием слуховой памяти, умением рифмовать звуки и способностью быстро различать изменяющиеся звуки.

В научном издании Journal of Neuroscience опубликованы результаты исследования группы американских ученых из Северо-западного университета штата Иллинойс под управлением Нины Краус (Nina Kraus), профессора нейробиологии, физиологии и коммуникаций. 
В ходе этого исследования научные сотрудники американского университета выяснили, в чем причина дислексии - проблемы с чтением, которые есть у каждого десятого ребенка. По мнению ученых, опирающихся на результаты десятилетних исследований в лабораториях по всему миру, способность ребенка читать напрямую связана с навыком умения внимательно слушать, а также с обладанием слуховой памяти, умением рифмовать звуки и способностью быстро различать изменяющиеся звуки. 
В ходе исследования, по словам профессора Нины Краус, ученые обнаружили систематические отношения между способностью ребенка читать и той последовательность, в которой его мозг кодирует звуки. Ученые записали те мозговые волны, которые автоматически возникали у детей школьного возраста - в исследованиях принимали участие около сотни детей - при прослушивании звуков речи. 
Вскоре выяснилось, что лучшими чтецами становились те дети, мозг которых кодировал звуки более последовательно, чем у плохих чтецов, мозг которых кодирует звуки непоследовательно. Исследователи объясняют этот феномен тем, что мозг упорядочивает свою работу со звуком, когда дети получают способность соединять звуки и их значение (буквы). 
Кстати, профессор Нина Краус уже доказала, что непоследовательное кодирование звуков корректируется путем тренировок. В ходе этого исследования дети, страдающие дислексией, слушали учителя через вспомогательные слуховые приборы, доставлявшие звуки прямо в уши ребенка. Через год такие дети показывали существенно улучшение не только своего чтения, но мозгового кодирования звуков, которое становилось последовательным, особенно при восприятии согласных звуков. Эффект этот достигался тем, что ученик воспринимал непосредственно только слова своего учителя, так как вспомогательные слуховые приборы отсекали ненужные в этом процессе звуковые включения. Поэтому дети, прошедшие годовую тренировку со слуховыми приборами, усовершенствовали свою системы восприятия звуков настолько, что больше не нуждались во вспомогательных устройствах. 
Кроме того, в ходе последнего исследования, группа американских ученых выяснила, что плохое чтение у детей возникает из-за согласных звуков, которые гораздо короче и акустически сложнее воспринимаются мозгом ребенка, чем гласные звуки, которые продолжительны и просты. Поэтому детский мозг некорректно воспринимает именно согласные звуки. 
«Понимание биологических механизмов чтения, помогает нам понять, как работает правильное чтение и помочь там, где возникает путаница», - подытожила результаты своего исследования профессор нейробиологии, физиологии и коммуникаций Северо-западного университета штата Иллинойс (США) Нина Краус.