Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Ребенок на линии

28.01.2011 00:00 |

Куда обращаться детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации?

«Меня бьют родители!», «Не могу найти общего языка с учителем математики!», «Что мне делать, если я влюбился в девочку, но нет взаимности?» — с такими и рядом других значимых вопросов и проблем то и дело сталкиваются дети, стремительно взрослеющие подростки. Нередко эти трудности требуют незамедлительного разрешения, однако далеко не всегда рядом найдется человек, который сможет внимательно выслушать, попытается понять, просто поддержит и даст мудрый человеческий совет. Как же быть в такой ситуации? Недавно у ребят с разных уголков Камчатки появилась возможность звонить на бесплатный детский телефон доверия.

Бесплатно и анонимно

Вообще говоря, известный многим камчатцам номер телефона доверия 42-40-46 существует на полуострове с 1992 года. Сюда на протяжении многих лет звонят не только дети, но и взрослые, нуждающиеся в психологической поддержке. Однако к длинному общероссийскому номеру 8-800-2000-122, предназначенному для оказания помощи именно детям, Камчатка подключилась только в сентябре 2010 г. И это уже дает свои результаты.

- Еще несколько лет назад Россия вошла в международную ассоциацию телефонов доверия для детей, — рассказала заместитель директора КГУ СО «Камчатский центр социальной помощи семье и детям» Олеся Корепанова. — Практически во всех регионах работают телефоны доверия. Кроме того, в России этим вопросом занимается Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Именно сюда камчатские специалисты в прошлом году и обратились с желанием подключиться к единому федеральному номеру. Кстати, более 60 регионов России уже работают в таком формате.

Итак, Камчатке удалось подключиться к общероссийскому номеру с 15 сентября 2010 года. В чем его особенность? В первую очередь в том, что этот номер един, и на него можно звонить в любое время из любого уголка не только края, но и многих регионов. Во-вторых, во время разговора ребенку гарантируется анонимность — на той стороне провода никто не спросит ни имени, ни возраста, ни каких-либо других данных, которые он открывать не желает. Это важно, так как во многих подростках (да и взрослых тоже) зачастую сидит ложная установка: попросить помощи — значит проявить слабость. В условиях анонимности данный страх не имеет силы, ведь никто никогда не узнает, что звонил именно ты. Ну а в-третьих, звонок бесплатен. И если раньше позвонить из той же Паланы было весьма накладным удовольствием, то сегодня ситуация изменилась в пользу каждого ребенка, как бы далеко от краевого центра он ни проживал (причем звонить можно как с мобильного, так и со стационарного телефона).

В результате такая работа дает специалистам возможность выделять и анализировать основные проблемы, с которыми сталкиваются камчатские дети и подростки; наиболее актуальные для современных семей сложности. Обычно специалисты принимают до 10 звонков в сутки.

Как правило, детей волнуют проблемы взаимоотношений с родителями, учителями и противоположным полом. Большую часть звонков в последнее время составляют жалобы на страхи (кто-то боится темноты, кому-то страшно оставаться одному дома и т. д.).

Кстати, ребята, увидевшие рекламный баннер на улице, наклейки с номером телефона в автобусах или школах (здесь они в последнее время активно распространяются специалистами), нередко сами вбивают нужный номер в мобильный, так что в любой момент могут им воспользоваться.

Перезванивают с благодарностью

Интересно, что чаще всего на детский телефон доверия звонят именно дошкольники - девчонки и мальчишки примерно от 6 лет и старше (девочек, кстати, больше). С появлением нового бесплатного номера появились звонки из Елизова, Вилючинска, Милькова, Паланы и Оссоры.

Недавно на телефон доверия позвонили подростки из дома-интерната отдаленного уголка Камчатки. Они жаловались на то, что не могут найти общий язык с одним из взрослых, так как он, по их мнению, несправедливо к ним относится. Специалисты, конечно, помогли девочкам разобраться в этой ситуации, успокоили, поддержали, посоветовали, как себя правильно вести... Хочется отметить, что сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, зачастую нуждаются в особой психологической поддержке.

Конечно, в каждой школе и доме-интернате есть свои психологи и социальные педагоги, основная задача которых — помогать детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Однако, как показывает практика, к этим специалистам ребята обращаются не слишком-то часто. Может быть, мальчишки и девчонки по каким-то причинам не очень доверяют видимым психологам или боятся, что конфиденциальная информация может случайно просочиться за двери кабинета... Напротив, на телефоне доверия эта опасность полностью исключена.

Бесспорно, бывают и такие случаи, когда дети звонят из баловства, праздного любопытства. И в последнее время с распространением рекламы нового номера телефона доверия таких звонков поступает немало. Однако встречаются действительно серьезные случаи. Например, однажды позвонил подросток, страдающий от неразделенной любви. Он сообщил, что стоит на крыше заброшенной стройки в Елизове и готов прыгнуть вниз! К счастью, все обошлось, и к концу разговора у безответно влюбленного даже настроение поднялось... А если бы не помощь психолога на другом конце провода? Иногда доброе слово может спасти жизнь человеку.

Хочется отметить, что на детский номер нередко звонят и взрослые люди, которые просят совета в построении взаимоотношений с собственными детьми, разрешении возникающих конфликтов с подростками: кому-то сложно понять собственного сына, а кто-то не знает, как быть с вопросом сексуального воспитания своего чада...

Специалисты отмечают, что современные родители действительно часто не могут найти общий язык даже с родными детьми. Большинство из них заняты постоянным зарабатыванием денег, и ребята, предоставленные сами себе, чувствуют себя брошенными и одинокими...

Что и говорить, вопросов и проблем у звонящих немало. В среднем такой разговор длится от 5 до 30 минут. Нередко и дети, и взрослые перезванивают на этот номер вновь лишь для того, чтобы искренне поблагодарить специалиста за оказанную психологическую помощь.

Для работы в такой службе, как детский телефон доверия, необходимо владеть довольно широким спектром знаний в области психологии — детский специалист должен пройти специальное обучение, постоянно повышать свой профессиональный уровень. С этой целью занятия для психологов организует общероссийский Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И в этом году наших специалистов планируется направить на обучение в Москву.

P. S.

В декабре 2010 года в Москве состоялась международная конференция «Вопросы организации работы детских телефонов доверия под единым общероссийским номером». Она проходила в рамках Oбщенациональной кампании по противодействию жестокому обращению c детьми. На ней удалось побывать и камчатскому специалисту.

Конечно, в первую очередь, здесь обсуждался вопрос о введении единого общероссийского номера детского телефона доверия во всех уголках РФ. Сейчас он работает в 69 регионах страны.

Но основная проблема заключается в том, что до сих пор многие взрослые люди не понимают всей важности и значимости введения детской линии. Поэтому зачастую ни родители, ни учителя не спешат доводить до детей такую информацию. А это неправильно. Потому что мы все должны быть заинтересованы в безопасности — моральной и физической — наших детей.

Оксана Ромашкина