Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Минобрнауки оценит эффективность школ и детсадов

12.12.2013 00:00 |

Ведомство Дмитрия Ливанова разработало критерии для мониторинга эффективности работы образовательных учреждений.

Министерство образования и науки проведет новый мониторинг эффективности работы образовательных учреждений. С января 2014 года чиновники из ведомства Дмитрия Ливанова начнут проверку детских садов и школ. Департамент стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки в соответствии с постановлением премьер-министра Дмитрия Медведева разработал специальные методики расчета показателей работы детсадов и школ, которые в дальнейшем должен утвердить замминистр Александр Повалко. Кроме того, начиная со следующего года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки будет представлять в кабмин ежегодные отчеты о проверках образовательных учреждений, а также публиковать их в открытом доступе на сайте Минобразования. 
Проверять эффективность работы детских садов и школ чиновники планируют по 10 показателям (официальный список критериев есть в распоряжении "Известий"). Для начала представители Минобрнауки оценят доступность дошкольного и школьного образования во всех регионах страны, а также посчитают количество детей, которые посещают занятия в образовательных учреждениях. Особое внимание чиновники уделят детям с ограниченными возможностями, которые могут учиться в детсадах и школах наравне со своими здоровыми сверстниками. 
Руководителям образовательных учреждений придется отчитаться о содержании и процессе образовательных программ, количестве и квалификации педагогов, которые занимаются с детьми, а также рассказать о зарплатах воспитателей и учителей. 
Директора школ должны будут предоставить информацию о результатах аттестации выпускников по ЕГЭ и ГИА, после чего проверяющие из Минобрнауки составят процентное соотношение школ, чьи учащиеся получили лучшие или худшие оценки по обязательным экзаменам. Расчет будет строиться на отношении среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ 10% школ с худшими результатами. 
Еще одним из критериев является материально-техническая и экономическая база — во время мониторинга представители Минобрнауки оценят метраж помещений, бюджет, который поступает в детский сад или школу на каждого учащегося, наличие физкультурных залов и бассейнов, а также оснащенность компьютерами (у школ проверят оснащенность интернетом. — "Известия"). 
Большой блок требований отведен безопасности учебных заведений. Одним из основных критериев мониторинга является наличие на территории организаций пожарных рукавов и кранов, дымовых извещателей, тревожных кнопок, охраны, системы видеонаблюдения. По замыслу чиновников, те учебные заведения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, не смогут пройти мониторинг. 
— Данный приказ утверждает показатели мониторинга системы образования, которые были разработаны в связи с поручением правительства летом этого года. Будущие критерии направлены на увеличение прозрачности системы образования и на рациональное распределение выделяемых бюджетных средств, — пояснили в Минобрнауки. 
Зампредседателя комитета ГД по образованию Алена Аршинова сообщила о том, что уже поднимала вопрос на площадке Госдумы о необходимости проведения мониторинга качества для детских дошкольных учреждений. — Я поставила вопрос, какие должны быть критерии и может быть инструментарий. Мы строим детские сады и тратим колоссальные средства на то, чтобы они действительно были доступными. Качество их должно мониториться. Критерии, которые разработали, требуют обсуждения, — заявила она. 
— Показатель безопасности очень важен. Если по безопасности какие-то детские сады не проходят, то их надо закрывать либо менять. Мониторинг не должен быть рейтингом. То же самое касается и школ, должны осуществляться мониторинговые меры. Но важно не допустить проблемных ситуаций, которые были с университетами, поэтому такие вещи необходимо обсуждать заранее. 
В свою очередь, первый зампредседателя комитета СФ по науке и образованию Виктор Косоуров достаточно скептически воспринял информацию о предстоящей проверке эффективности работы школ и детских садов. 
— Такие острозначимые направления, как детские сады и школы, затрагивают широкие слои населения. Если у министерства есть желание провести проверку, то это должно быть гласно, высокопрофессионально и, безусловно, согласовано с общественностью. После этого только можно разрабатывать индикаторы и критерии. Я никакого обсуждения по этому вопросу не слышал. А так сама по себе оценка может быть и нужна, но должен быть понятен конечный результат, — считает он. 
Член Общественного совета при Минобразования народный учитель РФ Майя Пильдес считает, что необходимо было давно начать изучение системы дошкольного и школьного образования, результаты которого помогут оптимизировать сеть образовательных учреждений. 
— Есть школы, в которых 250 учеников, они занимают целое здание в центре города. Их дорого отапливать, освещать. Есть школы, которые переполнены учениками. Надо, чтобы сеть образовательных учреждений была оптимально построена, — считает она. — Из-за новых федеральных стандартов появились жесткие требования, например, почему родители отдают учеников в ту или иную школу или нет. Если узнать результат, то в не очень хороших школах можно поменять директора либо объединить школы. 
Проректор Российского экономического университета имени Плеханова Сергей Марков поддерживает намерение Минобрнауки провести мониторинг школ и детских шагов. — Школы и детские сады нужно посмотреть также, как и вузы. Да, это приведет к очередным скандалам, но трогать их все равно надо. Важно отличать сам принцип того, что должно оцениваться, — добавил он. 
Как ранее сообщали "Известия", президент соберет госсовет по детским садам, на котором обсудит с руководителями регионов проблемы зарплат работников дошкольного образования и другие актуальные вопросы из этой сферы.