Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Карманные расходы детей-школьников контролирует почти две трети родителей

18.09.2012 00:00 |

Давать или не давать школьнику деньги на карманные расходы? Пока педагоги и психологи спорят о том, нужны ли ребенку личные деньги и стоит ли контролировать его траты, Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru опросил родителей школьников и выяснил их мнение по данному вопросу.

Как оказалось, большинство мам и пап (61%) выделяет детям карманные деньги, при этом контролируя расходы отпрысков. По мнению респондентов, собственные средства, хоть и небольшие, помогают ребенку научиться ответственности и освоить азы финансового планирования. А периодический контроль позволяет родителям быть уверенными, что ребенок понимает ценность денег и не подвергается опасности.

Еще 17% респондентов дают детям карманные деньги, но не контролируют их расходы. С точки зрения опрошенных, смысл карманных денег заключается именно в воспитании самостоятельности.

Сколько же денег на карманные расходы выдают родители школьникам? Большая часть респондентов (59%) ограничивается скромной суммой до 500 рублей в месяц. «Не более 10-15 рублей в день – на пирожок в столовой, если не понравится школьный обед», - сообщают они.

Еще 17% родителей дают чадам от 500 до 1000 рублей в месяц. «Они получают деньги в конце каждой четверти»; «Нельзя давать много денег детям на карманные расходы, так как трудно будет проследить, на какие цели они потрачены», - делятся педагогическим опытом родители.

От 1000 до 2000 рублей ежемесячно выдают детям 8% респондентов, от 2000 до 3000 – 3%, свыше 3000 рублей – 2%. «Сюда входит стоимость обеда на продленке»; «Это вместе с деньгами на проездной», - сообщают опрошенные.

Затруднились назвать точную сумму карманных расходов детей 11% родителей..
Вовсе не дают школьникам денег на карманные расходы 22% родителей. По их мнению, у детей нет потребности в личных средствах.

«Я-родитель» попросил ответить специалистов и обычных родителей на вопрос: «Давать или не давать школьнику деньги на карманные расходы»

Татьяна Ананьева, детский психолог:

Безусловно, вопрос выдачи ребенку карманных денег воспринимается неоднозначно. При этом неоднозначность в равной степени относится и к возрасту, с которого ребенок имеет право на личные деньги, так и к выдаваемой сумме. Давайте рассмотрим этот вопрос с противоположной стороны – с позиции ребенка, у которого нет в наличии карманных денег.

Во-первых, отсутствие личных финансов в кармане сразу изменяет твой социальный статус (в сравнении со сверстниками, у которых имеется свой личный кошелек). Выбор ребенка здесь очевиден: или он должен «раздобыть» себе денег, либо «отойти» в сторону. Его положение в группе сверстников в обоих случаях будет непрезентабельным.

Во-вторых, запрет взрослых в ответ на потребность ребенка иметь в собственности некую сумму денег, порождает трудности детско-родительского взаимодействия, отягощаемого недоверием друг к другу.

В-третьих, умение распоряжаться финансами – очень важный навык для взрослой и самостоятельной жизни, который не появляется с годами, а нуждается в становлении и корректировке. Почему бы не овладеть отношениями с деньгами в детстве, под чутким и грамотным руководством взрослого? И именно здесь контроль за денежными расходами любимого чада просто необходим. Так, в статье расходов, важно иметь графу «подарки, сувениры близким людям». Если ребенок тратит все деньги только на свои нужды, имеет смысл задуматься, а станет ли он в далеком будущем ставить интересы другого человека выше удовлетворения собственных желаний.

В любом случае, деньги, наряду с другими сторонами взрослой жизни, уже давно вошли в жизнь наших детей. Поэтому каждый родитель может самостоятельно решить, в какой степени он является сторонником «страусиной политики» или сколько времени он готов потратить, чтобы научить своего ребенка грамотно распоряжаться, пусть небольшой, но личной суммой денег.

Анастасия Колчина, молодая мама из Москвы:

Я считаю, что надо давать, но спрашивать на что расходует следует не каждый раз, чтоб это не превратилось в регулярный допрос. Конечно, не хотелось бы чтоб эти деньги шли на чипсы или жвачки, и не дай Бог на алкоголь. Пробовать мне кажется, можно лет с семи, раньше смысла не имеет никакого – все на сладости уйдет. Много денег давать тоже не надо – по себе помню, уйдут на ерунду, да и цениться не будут. А крупные покупки надо вместе обсуждать, но они должны быть заслужены, опять-таки чтоб ценились, и не было такого: «Сломал. А! Новое купят».

А как у них?

«Я родитель» подготовил справку, как приучают к деньгам своих детей в других странах.

ВЕНГРИЯ

В венгерских семьях принято учить ребенка обращаться с деньгами, играя в финансовые игры, например, «Монополию». А в школе на уроках по домоводству им рассказывают, как составлять личный бюджет и экономить.

ФРАНЦИЯ

Французский ученик начальной и средней школы получает 5—12 евро в неделю, а те, кто постарше, — 20—30 евро. Своих детей французы приучают к карманным деньгам уже с 5—6 лет. За провинность родители штрафуют ребенка- 5 евро из общей суммы карманных денег.

ГЕРМАНИЯ

Маленьких немцев родители учат подрабатывать. Для этого в Германии устраивают во дворах, на улицах, при церквях детские блошиные рынки (Flohmarkt). На них дети продают свои игрушки, прочитанные книги, а вырученные деньги откладывают на «крупную покупку».