Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Минобрнауки утвердило три линейки учебников по истории для школ

18.05.2015 12:16 |

Минобрнауки РФ утвердило три линейки школьных учебников по истории. Об этом стало известно на заседании научно-методического совета по учебникам под председательством первого замглавы ведомства Натальи Третьяк.

Получили гриф три издательства. От издательств «Дрофа» и «Просвещение» были утверждены линейки учебников с шестой по десятый класс. От «Русского слова» утверждена «укороченная версия» линейки – для шестых-девятых классов. Это связано с тем, что Российское историческое общество не дало положительной рецензии на их учебник десятого класса.

Новый стандарт

Об отличиях между новыми и старыми учебниками рассказал руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», член авторского коллектива новой линейки учебников по истории Александр Данилов.

«Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежит единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом. Это попытка достичь на их основе общенационального консенсуса по нашей истории. На мой взгляд, это получилось», – сказал он.

По словам Данилова, именно поэтому такой взыскательной и бескомпромиссной, «беспрецедентно строгой» была экспертиза, проведенная не только учеными Российской академией наук и Российской академией образования, общественными организациями, но и Российским историческим обществом, специалистами из различных регионов страны.

«Писать учебник стало труднее. Но едва ли эти трудности следует связывать с появлением единой концепции. Труднее – потому что произошли большие перемены в целом», – в свою очередь добавил преподаватель истории Лицея НИУ «Высшая школа экономики», член авторского коллектива линейки учебников издательства «Дрофа» Игорь Андреев.

По его мнению, неизмеримо возрос груз ответственности на авторов.

«Учебник истории и формирование массового исторического сознания – вещи взаимосвязанные. Причем оттеснение учебника истории как источника информации детей чуть ли не во второй десяток следом за интернетом, блокбастерами и так далее ситуацию лишь путают. Забывают, что вместе с учителем учебник формирует системное знание и соответствующие ценности. Всем этим не могут похвастаться «впереди стоящие» источники информации наших детей», – считает Андреев.

Автор учебников «Дрофы» подтверждает, что уровень требований к учебнику значительно возрос.

«Здесь и научные, и педагогические, и общественные экспертизы. Безусловно, это правильно, учитывая общественную значимость учебника истории», – подчеркнул Андреев.

Трудности, по словам историка, связаны и с новой периодизацией отечественной истории.

«Не станем вдаваться в профессиональные споры, насколько эта периодизация обоснована. Но часть материалов пришлось основательно «перетасовывать» и расширять», – отметил автор.

Он напомнил, что новая линейка учебников рассчитана на линейное изучение отечественной истории с шестой по десятый класс.

«Прежних повторений, как это было при концентрическом построении, не будет. Такой подход дает возможность более основательно изучать прошлое. К тому же более поздний и спорный период изучается старшеклассниками. Понятно, что здесь больше возможностей для откровенных и глубинных разговоров о нашем великом и драматическом прошлом», – сказал Андреев.

Дополнительная экспертиза

«Наше издательство обратилось также за дополнительной экспертизой в Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, поскольку в учебниках впервые достаточно полно представлена роль Русской православной церкви и других религий в жизни нашего многонационального общества. В этой требовательности и общественном внимании – залог успеха всего проекта», – отметил один из авторов линейки учебника по истории издательства «Просвещение» Александр Данилов.

Он добавил, что это лишь начало.

«С сентября книги поступят в школы, и тогда начнется самая главная и самая взыскательная экспертиза учителей и школьников. Мы готовы учесть все те замечания и предложения, которые поступят от наших читателей. Тогда и будет достигнута главная задача всего этого трудного и нового дела», – считает Данилов.

Новые учебники в школе

«Хочу успокоить тех родителей, которые испуганы всей историей с новыми учебниками. Дети не пострадают», – подчеркнул автор линейки учебников издательства «Дрофа» Игорь Андреев.

Он добавил, что новые учебники будут вводится постепенно, после апробаций.

«Массово начнут это делать, по-видимому, с шестого класса и далее, то есть в продолжение нескольких лет. Так что учащихся нынешних шестых-десятых классов это никак не заденет», – заключил автор.

Источник: http://tass.ru/