Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Религиовед предложил отдать преподавание ОРКСЭ в школах коллегам

05.09.2014 00:23 |

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенный в школах несколько лет назад, должны преподавать эксперты в этой сфере – религиоведы, а не просто профессиональные педагоги, заявил в среду в интервью РИА Новости представитель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, главный редактор журнала «Религиоведческие исследования» Павел Костылев.

Учебный курс ОРКСЭ, введенный с 1 сентября 2012 года по всей России для учащихся четвертых классов, предусматривает изучение на выбор основ православной, исламской, буддистской или иудейской культур. Кроме того, по желанию преподаются основы всех мировых религиозных культур или основы светской этики.

По словам Костылева, зачастую о той или иной религиозной культуре школьникам рассказывают «учителя, далекие от религиоведения и воспринимающие этот предмет как дополнительную нагрузку». «Они вынуждены его преподавать, хотя мало что в нем понимают. Это немного странно, на мой взгляд. Конечно, имело бы смысл пригласить преподавать этот предмет религиоведов, но позиция школ такова, что учить в средних учебных заведениях могут только люди с педагогическим образованием, которого, к сожалению, у религиоведов нет», – сказал собеседник агентства.

На вопрос о том, не проще ли вместо разных модулей ОРКСЭ ввести в школах один общий для всех курс религиоведения, Костылев напомнил, что указанные предметы преподаются ученикам 4-5 классов.

«Я не уверен, что 11-12 летним детям необходимо рассказывать про богатство мировых религиозных традиций. Дети сразу начнут спрашивать, а почему мы верим в это, а не в это, а во что надо или правильно верить? Тут нет посыла. Мы можем объяснить, зачем нужна математика, зачем нужна культурология. Но мы не сможем объяснить ребенку, зачем нужно религиоведение», – отметил эксперт.

«Конечно, можно сказать: для того, чтобы понимать своего неверующего или инаковерующего соседа по парте, но это довольно сложно выстраиваемый смысл для 11-12 летних детей», – добавил он.

Вместе с тем преподаватель МГУ считает необходимым ввести предмет, рассказывающий об основных религиях мира, для старшеклассников – учащихся 10-11 классов. «В этом возрасте человек начинает задаваться экзистенциальными вопросами, и ему было бы интересно узнать о разных религиозных традициях. В таком возрасте возникает представление о толерантности и, если не о равенстве, то о равновозможности разных религиозных традиций. А в четвертом классе это рассказывать бессмысленно», – пояснил он.

Костылев предложил также в качестве дополнительного гуманитарного курса ввести во всех вузах России религиоведение, так как эта специальность, по его словам, «информирующая», а не «убеждающая».