Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Телевизор снижает способность дошколят понимать состояние окружающих

Теги: телевизор

26.11.2013 00:00 |

Дети дошкольного возраста, которые часто смотрят телевизор или проводят рядом с ним много времени, пока он включен, плохо понимают психологическое состояние окружающих их людей, выяснили американские ученые, статья которых опубликована в Journal of Communication.

Еще в детском возрасте развивается способность воспринимать как собственные переживания, так и переживания других людей — научно она называется "модель психического". Важнейшие ее аспекты, по данным ученых, формируются к трем-пяти годам. Ранее проводились исследования, в которых изучалось влияние телевидения на ребенка — однако Молли Шарп (Molly Sharp) и ее коллеги из Университета штата Огайо впервые изучили, как оно отражается на его "модели психического". 
Они пригласили к участию в эксперименте 107 детей от полутора до трех лет и их родителей. Взрослых ученые спрашивали, сколько часов их ребенок проводит у телевизора — не только смотрит его, но и играет или занимается рядом с ним, пока он включен. Также родители отвечали на вопрос, обсуждали ли они с ребенком мысли и чувства героев разных программ, увиденных малышом. Дети же получали задание, основанное на "модели психического": в ходе различных игровых тестов ученые проверяли, понимает ли ребенок, что у окружающих людей могут быть отличные от его убеждения и желания. 
Оказалось, что те юные участники, у которых в комнате был телевизор и которые, по сравнению с остальными детьми, смотрели его чаще или проводили рядом с ним больше времени, плохо понимали психическое состояние других людей. При этом даже образовательные программы не оказывали на "модель психического" положительного влияния. Тем временем, результаты испытуемых, с которыми родители обсуждали поведение телегероев, были лучше. 
Ученые объясняют такие результаты тем, что на телевидении показывают довольно поверхностно описанные ситуации или героев, и таким образом формирующимся представлениям ребенка о чувствах, намерениях, знаниях и убеждениях окружающих наносится вред.