Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Ведущие специалисты костромской психологической школы обсудили проблемы, с которыми сегодня сталкиваются подростки

29.11.2016 12:41 | Костромская область

В частности, случаи суицидов из-за неспособности преодолеть внутренний конфликт.

В Костромском государственном университете прошел научно-практический семинар, на котором ведущие специалисты костромской психологической школы обсудили проблемы, с которыми сталкиваются подростки. В частности, случаи суицидов из-за неспособности преодолеть внутренний конфликт.

Каждому человеку: и ребенку, и взрослому — бывает тяжело, однако дети более восприимчивы эмоционально, они острее нуждаются в поддержке и понимании.

Специалисты уверены, что избежать трагичных последствий столкновения подростков с проблемами можно, важно вовремя распознать сигналы о помощи.

Татьяна Крюкова, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии КГУ: «Суицид — это не внезапный поступок, как кажется многим. Как правило, это спланированная акция, во время подготовки к которой человек думает не о смерти, а о жизни. И он подает знаки, сигналы с просьбой о помощи. Просто дело в том, что многие родители просто не могут их распознать. Наша задача — научить психологов и родителей читать эти признаки».

В процессе анализа проблемы были выявлены основные смыслы, которые несет такой шаг. Как рассказала в интервью информационному порталу СМИ44 доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии КГУ Мария Сапоровская, это крик о помощи, протест, месть и стремление избежать наказания.

Мария Сапоровская, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии КГУ: «Чтобы понять и помочь человеку, очень важно определить, какой смысл имеет суицид в жизни ребенка. Также необходимо выявить предсуицидальный период. Ведь тогда он думает о жизни. Негативные размышления в этот период — всего лишь зернышко, а вот в какую почву попадет это зернышко в дальнейшем, зависит во многом от семьи. Прислушайтесь к своему ребенку. Если он стал с безразличием относиться к учебе, говорить, что все ему надоело, позвольте ему высказаться, проявите участие в его жизни».

Одним из факторов суицидального риска является коммуникативные трудности детей. Это может привести к депрессии и одиночеству. Многое здесь также зависит от обстановки в семье, отношений детей и родителей.

Татьяна Крюкова, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии КГУ: «Синдром разбитой и расколотой семьи — очень мощный фактор. Чаще действует, согласно социологическим исследованиям, на мальчиков, чем на девочек. Особенно равнодушие отца по отношению к мальчикам, враждебность родителей по отношении к детям, к этому чувствительны и девушки. Злоупотребление родительской властью чаще отмечают девушки».

Также 80% детей отмечают, что причина возникновения коммуникативной трудности — школьное насилие. Подростков можно разделить на три типа: жертва, агрессор и свидетель. Жертвой ребенок является, когда терпит нападки со стороны одноклассников. Агрессоры — это те, кто на них нападает. Но дети становятся агрессивными и вымещают свое зло на более слабых, как правило, из-за проблем в семье. Таким способом они их пытаются компенсировать. Свидетель — это тот, кто мучается, глядя, как издеваются над его сверстником, но не может ничего сделать, потому что боится, что и ему достанется. Из этого следует, что в помощи в такой ситуации нуждаются все дети, а не только те, кто является жертвой.

Нельзя не отметить и влияние Интернета. Поэтому родителям не следует думать, что если ребенок просиживает целыми днями за компьютером и сидит дома — это хорошо, безопасно. Нужно пытаться разнообразить его досуг, чтобы всего было в меру. Вообще, как отмечают ученые, очень важно родителям и детям найти общий язык, учиться понимать друг друга, поддерживать, сопереживать. И детям тоже нельзя забывать о том, что несмотря ни на что они — это все для родителей, которые тоже нуждаются в поддержке. А ребенок, как никто другой, может помочь маме или папе в трудную минуту.

Уже в декабре во все учреждения образования Костромской области поступят книги, которые помогут вовремя обнаружить проблемы и справиться с ними: и детям, и родителям, и психологам, и педагогам.

Мария Сапоровская, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии КГУ: «Мы создали ряд методик с коллегами, которые диагностируют коммуникативные трудности, что обуславливают риски суицидального поведения. Они должны помочь сформировать правильное поведение и родителям, и педагогам. Готового ответа на вопрос, как помочь, нет. Но есть одно общее направление — это развитие социальных навыков: самовыражения, эмпатии, ориентации на другого, толерантности, умения прощать, чувства юмора. В этой книге очень много историй: историй реальных суицидов и историй спасения. Мы очень надеемся, что эта книга не станет одной из тех, что просто лежит без надобности. Мы очень старались сделать эту книгу интересной и полезной. Также будет выпущены буклеты, методические материалы, они имеют очень разную аудиторию, очень разных адресатов. Есть еще один буклет, который адресован самим подросткам».

Источник: http://smi44.ru/