Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

«Невероятные годы» творят чудеса

Теги: поведение ребенка

«Невероятные годы» творят чудеса

В Северодвинске в социально-реабилитационном центре «Солнышко» успешно реализуется профилактическая и реабилитационная программа для родителей «Невероятные годы». Программа адресована семьям, имеющим детей в возрасте от трех до восьми лет с поведенческими проблемами (драки, крик, плач, невыполнение просьб родителей, прерывание речи взрослых, поломка игрушек и т.д.).

Программа «Невероятные годы» была разработана четверть века назад американским доктором философии Кэролин Уэбстер-Стреттон (Carolyn Webster-Stratton). Благодаря многим своим достоинствам, а главное — высокой эффективности, методика получила широкое распространение во многих странах: Норвегии, Канаде, Италии, Швеции, Дании, Финляндии, Великобритании, Австралии. Кстати, в Норвегии эту программу в обязательном порядке проходят родители — кандидаты на лишение родительских прав. Это шанс для пап и мам сохранить право воспитывать своих детей...

Уже освоили передовые методы работы с дошкольниками и младшими школьниками специалисты Карелии и Мурманской области. В июне этого года этой методикой занялись и в северодвинском центре «Солнышко».

Цели программы

Долгосрочные цели программы

  • во-первых, улучшить неблагоприятный долгосрочный прогноз для детей с поведенческими проблемами путем распознавания, коррекции и поддержки семей, где есть маленькие дети с поведенческими проблемами;
  • во-вторых, развивать малозатратные профилактические программы, которыми могут пользоваться семьи с маленькими детьми для предотвращения возникновения серьезных поведенческих проблем в будущем.
  • Краткосрочные цели программы

    — Увеличить социальные навыки детей:

  • увеличить навыки решения конфликтов и эффективные стратегии преодоления гнева;
  • уменьшить негативные склонности детей и увеличить эмоциональные навыки;
  • уменьшить деструктивное поведение детей и связанные с ним такие поведенческие проблемы, как непослушание, запугивание других детей и их отвержение, воровство и ложь;
  • повысить готовность ребенка к школе и академическую успеваемость.
  • — Повысить родительские умения и укрепить семью:

  • увеличить родительские навыки положительной коммуникации, включая игру и похвалу, и сократить долю критичного отношения и ненужных требований;
  • улучшить умение родителей устанавливать границы, заменив физическое наказание ненасильственными дисциплинарными методами;
  • улучшать родительские навыки решения проблем и умения преодолевать гнев;
  • развивать сотрудничество всех тех, кто влияет на жизнь ребенка в различном окружении — родителей дома, воспитателей в детском саду и учителей в школе.

В основу программы положены проверенные опытом принципы обучения поведенческим и социальным навыкам. В центре данного подхода лежит простая мысль о том, что люди меняются в результате ежедневного взаимодействия друг с другом. Следовательно, при плохом поведении детей и семьи необходимо изменить не только поведение ребенка, но и родителей. Такой подход не предполагает, что ребенок плохой и что родители беспомощны. Напротив, делается упор на том, чтобы сделать позитивным взаимодействие детей и взрослых и изменить реакцию родителей на специфическое поведение ребенка.

Программа состоит из 12-14 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, их продолжительность 2 часа. Занятия проводят психологи, специалисты по социальной работе, педагоги, имеющие специальную подготовку.

Группа состоит из 6-7 семей (12-14 чел.). Родителям рекомендуется посещать занятия вдвоем. В качестве поддерживающего лица для одинокой матери или отца могут выступать: бабушка, дедушка, сестра, брат, воспитатель, учитель.

Содержание программы

Первая половина программы — темы «Игра» и «Похвала и поощрение» — направлена на социальную адаптацию детей, формирование у них навыков и умений взаимодействия в социуме.

Компоненты программы «Игра» и «Похвала и поощрение»

  • показывают участникам, как играть с детьми, как использовать похвалу и поощрения для улучшения сотрудничества, развития творческого начала, укрепления уверенности в себе и развития правильного поведения в обществе;
  • помогают выделить положительные стороны отношений между родителями и ребенком, не застревая на поведенческих проблемах;
  • внушают родителям мысль о том, как много зависит от их общения с детьми;
  • помогают учиться родителям и детям не стесняться своих реакций по отношению друг к другу;
  • помогают родителям сосредотачивать свое внимание на детях, одобрять и хвалить их за хорошее поведение;
  • высвобождают эмоции родителей к ребенку, способствуют пониманию родителями особенностей ребенка, связанных с его возрастом и темпераментом;
  • способствуют возникновению общности и доверия в группе.

Вторая половина программы — темы «Эффективное введение ограничений» и «Справляясь с плохим поведением». Основное внимание здесь уделяется непосредственно проблемам в поведении детей, от которых предполагается избавиться. Внимание группы направлено на решение задачи уменьшения нежелательного поведения ребенка. Обсуждается, как важно устанавливать домашние правила, как ограничивать количество требований к ребенку, какое поведение можно игнорировать, какие ненасильственные методы дисциплины можно применять.

Можно выделить ряд специфических особенностей построения программы родительского тренинга.

— Специалист осуществляет опосредованное вмешательство в жизнь ребенка через изменение поведения родителей. Использование эффективных стратегий взаимодействия с детьми, которые родители усваивают во время занятий, способствует развитию просоциального поведения и уменьшает проявление отклонений в поведении у ребенка.

— Родители учатся правильно идентифицировать поведение своих детей, усваивают и используют основанные на принципах социального научения стратегии взаимодействия: игра, похвала, вознаграждение за желаемое поведение, установление четких правил, дифференцированное внимание (игнорирование), использование мягкого наказания, например, такого как тайм-аут или потеря привилегий.

— В ходе обучения применяются просмотр видеозаписей (виньеток), демонстрирующих реальные ситуации взаимодействия родителей и детей, групповые дискуссии и ролевые игры, моделирование типичных ситуаций и консультирование. Для обеспечения обратной связи используется видеозапись занятий.

— Особое внимание уделяется генерализации приобретаемых навыков. Для этой цели используются домашние задания и другие тактики.

— В процессе занятий ведется постоянная регистрация позитивных сдвигов, отмечаются достижения родителей и при необходимости вносятся коррективы.

— Участие в тренинге позволяет родителям пересмотреть свои взаимоотношения в семье, по-новому увидеть возможности их дальнейшего развития.

Занятия проводятся в специально оборудованной комнате с телевизором, видеомагнитофоном, видеокамерой. Участники располагаются на стульях, расставленных полукругом. Тренинг ведут двое руководителей, которые располагаются вместе с родителями. Каждая семья получает специальную книгу для родителей, информационные материалы, в том числе в форме заметок, например, на холодильник; для выполнения домашних заданий родители обеспечиваются комплектами методических материалов.

Каждое занятие начинается с приветствия и обсуждения домашнего задания. Основная часть состоит из тематического сообщения, просмотра видеосюжетов (виньеток), в которых демонстрируются образцы неэффективного и эффективного поведения родителей в типичных ситуациях детско-родительского общения. Стратегии поведения обсуждаются в группе и проигрываются в ролевых играх. В конце занятия участники получают новое домашнее задание, подводятся итоги встречи, ставятся цели на следующую неделю.

Перед началом занятий родители проходят психологическое тестирование по методике Шейлы Айберг (ECBI - Eyberg Child Behavior Inventory). Повторное тестирование проводится по окончании работы в группе, затем через год, 3 года, 6 лет, 10 лет.

Выбор данной диагностической методики был обусловлен рядом ее особенностей. Опросник является одной из немногих стандартизированных шкал, основанных на родительской оценке, предназначенных для оценки поведенческих проблем у детей и подростков. Достоинством опросника являются легкость проведения, подсчета итоговых показателей и интерпретации. Методика позволяет оценивать нарушения поведения детей в широком возрастном диапазоне, обеспечивает возможность как стандартизации шкальных оценок, так и качественного анализа детского поведения на основе оценки отдельных пунктов.

Опросник был адаптирован в России в 2007 году.

ECBI содержит две шкалы:

1) Шкала выраженности нарушений поведения.

Перечень из 36 кратких описаний конкретных проявлений проблем в поведении (например, «Тратит много времени на то, чтобы одеться») используется родителями для оценивания детского поведения. По семибалльной вербально-числовой шкале (1 - «никогда», 7 – «всегда») дается оценка того, как часто ребенок ведет себя описанным образом в настоящее время.

2) Шкала проблемности поведения.

Родители отвечают на вопрос, является ли это поведение для них проблемой в настоящее время или нет (варианты ответов 1 – «да», 0 – «нет»). Итоговые баллы по шкалам опросника (выраженности нарушений и проблемности) получают путем суммирования оценок по отдельным пунктам.

Основываясь на нормативных данных, полученных для шкалы интенсивности, ребенка относят к одной из трех групп: группе нормы, группе риска или группе коррекции. Балл шкалы проблемности характеризует уровень родительского стресса. Ответы на отдельные пункты дают материал для обсуждения с родителями специфики нарушений.

Мнения родителей о программе

Алена: «Благодаря участию в программе «Невероятные годы» отношения с нашей дочкой наладились, мы стали лучше понимать ее и ее чувства, а она нас».

Дмитрий: «До участия в программе я был не в восторге, мягко говоря, от себя как от родителя».

Елена: «Эта программа помогла понять, что я неправильно делала в воспитании ребенка».

Наталья: «Появилось взаимопонимание с ребенком во многих вопросах, чего я не могла добиться раньше. У нас стало гораздо меньше проблем».