Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Воспитание не равно насилию, или Сами от себя в шоке

Воспитание не равно насилию, или Сами от себя в шоке

Каждый взрослый человек считает себя способным растить детей, используя давно известные методы воспитания. Самые эффективные, на взгляд многих, те, что прививают уважение через признание за взрослым силы и превосходства над маленьким, несамостоятельным человеком.

Если вы спросите родителей, можно ли бить детей, в любой аудитории получите ответ: «Смотря за что». Задумайтесь: за что вы, взрослые люди, дадите себя избить ремнем или другим орудием? При каких условиях выполните требование встать в угол или сидеть в темной закрытой комнате? Реакция аудитории поразит: «Мы же не дети! С нами так нельзя!» И только единицы задумаются о том, что с детьми тоже так нельзя.

Недовольство поведением детей мы привыкли демонстрировать наказанием с обязательным допросом в конце: «Будешь еще так делать?» Что должен ответить униженный, обиженный ребенок на этот вопрос?

Ругая детей, используя самые страшные бранные слова, мать или отец видят в ребенке причину своего неблагополучия, дополнительной статьи расходов, пятна на своей репутации и пр. Свой страх, свои переживания они не просто переносят на ребенка, а делают его ответственным за все, что могло бы случиться или не случиться в семье. Но осознают ли в полной мере родители степень психологического воздействия своих методов, принимают ли во внимание возможные последствия этого воздействия?

Задумавшись над этими вопросами, мы решили помочь родителям сделать шаг к осознанию самих себя как воспитателей, выбирающих неправильный подход. Оценить дедовские жестокие методы с позиции ребенка. Общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми подтолкнула к конкретным действиям: разработана интерактивная выставка-акция «Воспитание # насилие».

«Интерактивная выставка-акция — это настоящий шок, который просто необходим родителям, применяющим насилие в воспитании. Я думаю, акция поможет увидеть себя со стороны и задуматься...»

Для создания атмосферы мы использовали индивидуальные кабинки, чтобы участник мог не обращать внимания на то, что его окружает, не реагировать на взгляды, поведение других людей. Уединившись со своими мыслями и предложенным материалом, не думать о своем выражении лица и не стесняться неожиданной для себя реакции, сделать выводы без дополнительного влияния сторонних факторов.

В каждой из кабинок участник прослушивает аудиозапись через наушники. Первая кабинка предлагает взрослому встать в угол (сколочен из ДВП и оклеен обоями), а в наушниках звучит голос «матери»: «Встал в угол, вот и стой! Стой, стой! Подумай, подумай, о чем я тебе говорила, и не надувай губы! Нечего на мать обижаться! Я мать, я тебя родила, будешь еще спорить — дольше будешь стоять. Стой, думай, как ты провел этот день. Хорошо или плохо? Не молчи, чего молчишь? Слезы на глазах у него... Нечего плакать! Будешь стоять до тех пор, пока не поймешь. Вот когда скажу выходить, выйдешь, и не копай пальцем стенку. Стой, мать приказала — будешь стоять...»

«Ужасное состояние какой-то беззащитности, как будто ты маленький и загнан в угол... Oбязательно надо такую акцию проводить с родителями, чтобы ситуацию они увидели с другой стороны... Cо временем забываются эмоции неприятных минут детства, а эта акция всколыхнула волну неприятных воспоминаний, страх... Bот что чувствуешь, находясь в кабинке...»

Человек, прослушавший первую запись, испытывает чувство неловкости и от внешней атмосферы, и от зреющего эмоционального протеста, и от процесса «узнавания» ситуации. Причем неважно, узнал участник себя-ребенка или себя-родителя. Осознание бессмысленности таких действий в отношении детей начинает уже формироваться.

Посещение второй кабинки является кульминацией. Внутри стоит табурет, на который садится участник для прослушивания следующей записи: «Зачем я тебя рожала! Сладу с тобой нет, копия своего отца! Вырастешь таким же выродком и алкашом! Вся жизнь твоя неудачная, на меня совсем не похож... Ну чего ты дышишь, лучше бы совсем не дышал. Жизнь моя несусветная, и ты в ней главная проблема! Ты! Ты и твой отец!.. Видеть тебя не могу! Хватит ныть, хватит ныть, я сказала!» Поток ругани сыплется из наушников, и слушатель невольно принимает на себя негативное давление, ответ на которое дать не может.

«Это невозможно слушать без ужаса! Неужели взрослые не понимают, что так обращаться с ребенком нельзя! Это надо распространять среди взрослых, чтобы они могли задуматься, каково ребенку! Спасибо за урок!»

«Это ужасно слышать, когда ребенка упрекают в его жизни, что он не радость для родителей, а боль и обида — это неправильно».

Третья кабинка призвана закрепить полученный эмоционально-психологический эффект с помощью информации о последствиях физического наказания. Внутри кабинки размещены детские фотографии, ремни и кукла. «По результатам опроса горожан, 80% из них считают приемлемыми насильственные способы воспитания ребенка. Используются: ремень, тапок, кастрюля, полено, кочерга, окурки и родительская рука. Ремень оставляет синяк, рубец, возможное рассечение мягких тканей, окурок оставляет серьезный ожог, кулак вызывает синяк, переломы костей, а сейчас вы можете воспользоваться некоторыми из этих средств «воспитания», — такой текст слышит взрослый человек.

Сочетание визуального ряда и аудиозаписи создает состояние внутреннего протеста против продемонстрированных способов воспитания и наказания.

«Не могу сформулировать свои мысли, я под большим впечатлением!!! Хотя наказание (физическое) я почти не применяю в воспитании. А за те шлепки, которые были, мне стыдно. Прости меня, сынок!!!»

Интерактивная выставка-акция «воспитание # насилие» была апробирована на различных аудиториях: ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудники органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, клубы молодых семей муниципальных образований области, родители — жители г. Кургана, члены молодежных и детских общественных объединений. Делегация Курганской области представила этот проект на форуме «Уральская семья», который прошел в Екатеринбурге. Реакцию людей из разных социальных групп можно объединить по смыслу с высказыванием Наины Иосифовны Ельциной, посетившей кабинки вместе с другими участниками форума: «Мы с Борисом Николаевичем прожили вместе полвека... у нас никогда не было громких ссор, мы никогда не били наших детей и никогда их не ругали. До сих пор не могу поверить, что мама воспитывает ребенка такими отборными словами, которые я услышала в кабинке сейчас, это такая психологическая обработка была. Мороз по коже».

Следующий этап — сделать акцию по-настоящему массовой. Сегодня, когда побывали в кабинках и оставили свои впечатления в книге отзывов более 100 человек, мы можем с уверенностью сказать, что идея реализуется в полной мере. Нестандартная подача материала, формирование мысли о недопустимости насилия в отношении детей, которая звучит не извне, а рождается непосредственно, как отклик, позволяет нам прогнозировать устойчивое «усвоение». Планируется проведение акции на родительских собраниях в школах и детских садах.

Внедрить в сознание людей, что среди «древних способов воспитания» есть неприемлемые в современном обществе, — задача очень непростая, но решая ее, пусть и через шоковую терапию, мы приближаемся к аксиоме: «воспитание # насилие».

Уполномоченный при губернаторе Курганской области по правам ребенка А.Лопатина