Март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Семейная гармония

Семейная гармония

Краевое государственное казенное учреждение социального обслуживания "Социально — реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» (Владивосток) на базе Школы эффективного родительства проводит программу по профилактике семейного неблагополучия "Семейная гармония". Автор-составитель - зам. директора по методической работе Панкова Наталья Вячеславовна.


Социологами выявлено, что влияние семьи на детей во много раз сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Увы, но в настоящее время большинство экспертов утверждают, что нравственное здоровье семьи в нашей стране под угрозой. И все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных в категорию семей группы «риска». Именно для того, чтобы напомнить взрослым, что такое гармоничная семья, научить их выстраивать внутрисемейные отношения и была создана программа "Семейная гармония".

Работа специалистов КГКУСО СРЦН «Парус надежды» прежде всего направлена на предупреждение возможных проблем семей, сохранение и защиту позитивного уровня жизни и здоровья членов семьи, оказание социально-правовой, психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а так же помощи в достижении поставленных целей.

Особенность программы: оказание адресной помощи и поддержки родителям с разным опытом родительства, в том числе и потенциальным родителям, воспитателям семейно-воспитательных групп, родителей воспитанников СРЦН.


Концептуальные идеи программы


  • раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи на развитие ребенка
  • формирование позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства
  • снижение уровня семейного неблагополучия
  • укрепление и восстановление семейных связей
  • содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений
  • формирование осознанной родительской позиции

Цели программы


  • профилактика семейного неблагополучия
  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей

Задачи


  • психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение родителей воспитанников
  • осознание внутрисемейных проблем и родительских стереотипов
  • расширение знаний родителей о психологии семейных и детско-родительских отношений
  • овладение коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия
  • восстановление и сохранение семейных связей, оздоровление межличностных внутрисемейных отношений

Адресаты программы


  • родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке
  • семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
  • родители воспитанников СРЦН
  • кандидаты в воспитатели семейных воспитательных групп и гостевых семей
  • родители детей с ограниченными возможностями
Программа базируется на следующих принципах


  • Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.
  • Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.
  • Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.
  • Принцип интеграции усилий, комплексный подход – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей.
Реализация этих принципов в рамках деятельности Школы эффективного родительства предполагает партнерство родителей и профессионалов по налаживанию семейных отношений, раскрытию и сохранению семейного потенциала.


Целенаправленная, адресная система психолого-педагогической, медико-социальной работы по оптимизации детско-родительских отношений, развитию различных форм семейного жизнеустройства.


Прогнозируемые результаты


Для семьи:
  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • повышение уровня семейной культуры.
Для родителей:
  • формирование навыков конструктивного поведения;
  • осознание родительской роли и обязанностей;
  • совершенствование родительской эффективности;
  • безусловное принятие ребенка;
  • освоение роли поддерживающего родителя.
Для ребенка:
  • готовность к позитивным контактам со взрослыми;
  • овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
  • формирование позитивного образа семьи;
  • получение опыта принятия, поддержки;
  • решение актуальных проблем развития.

Ресурсное обеспечение условий для реализации программы

Кадровое обеспечение программы

  1. Социальное сопровождение: социальный педагог, специалист по социальной работе, младший воспитательных
  2. Психолого-педагогическое сопровождение: воспитатель, педагог-психолог, дефектолог, логопед, музыкальный работник, педагоги дополнительного образования.
  3. Медико-социальное сопровождение: врач, инструктор ЛФК.

Адаптивное пространство программы


Включает в себя помещения и территорию Центра, необходимые для реализации программы, со специальным оборудованием:
  • групповые помещения;
  • холлы;
  • зал ЛФК;
  • логопедический кабинет;
  • кабинеты специалистов (психологов, дефектологи, социальных педагогов);
  • игровое пространство «Лекотека»;
  • сенсорная комната;
  • комната песочной терапии;
  • уголки уединения и самопомощи;
  • комната для родителей;
  • физиотерапевтические кабинеты;
  • массажный кабинет.

Механизм реализации программы

  1. Подготовительный: определение социального запроса родителей,сбор социального анамнеза семьи, диагностика особенностей семейных взаимоотношений.
  2. Аналитический: выбор социального маршрута индивидуального сопровождения семьи, определение степени участия всех специалистов.
  3. Основной: Поэтапная реализация задач программы в зависимости социального запроса и данных диагностики.
  4. Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы.

Блок 1. «Гармония в семье – гармония в мире»

Блок 2. «Вместе легче»

Блок 3. «Доброе начало»

Блок 4. «Сегодня гость-завтра член семьи»

Блок 5. «Родительская беседка»