Краевое государственное казенное учреждение социального обслуживания "Социально — реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» (Владивосток) на базе Школы эффективного родительства проводит программу по профилактике семейного неблагополучия "Семейная гармония". Автор-составитель - зам. директора по методической работе Панкова Наталья Вячеславовна.
Социологами выявлено, что влияние семьи на детей во много раз сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Увы, но в настоящее время большинство экспертов утверждают, что нравственное здоровье семьи в нашей стране под угрозой. И все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных в категорию семей группы «риска». Именно для того, чтобы напомнить взрослым, что такое гармоничная семья, научить их выстраивать внутрисемейные отношения и была создана программа "Семейная гармония".
Работа специалистов КГКУСО СРЦН «Парус надежды» прежде всего направлена на предупреждение возможных проблем семей, сохранение и защиту позитивного уровня жизни и здоровья членов семьи, оказание социально-правовой, психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а так же помощи в достижении поставленных целей.
Особенность программы: оказание адресной помощи и поддержки родителям с разным опытом родительства, в том числе и потенциальным родителям, воспитателям семейно-воспитательных групп, родителей воспитанников СРЦН.
Концептуальные идеи программы
- раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи на развитие ребенка
- формирование позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства
- снижение уровня семейного неблагополучия
- укрепление и восстановление семейных связей
- содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений
- формирование осознанной родительской позиции
Цели программы
- профилактика семейного неблагополучия
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей
Задачи
- психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение родителей воспитанников
- осознание внутрисемейных проблем и родительских стереотипов
- расширение знаний родителей о психологии семейных и детско-родительских отношений
- овладение коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия
- восстановление и сохранение семейных связей, оздоровление межличностных внутрисемейных отношений
Адресаты программы
- родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке
- семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
- родители воспитанников СРЦН
- кандидаты в воспитатели семейных воспитательных групп и гостевых семей
- родители детей с ограниченными возможностями
Программа базируется на следующих принципах
- Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.
- Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.
- Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.
- Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.
- Принцип интеграции усилий, комплексный подход – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей.
Реализация этих принципов в рамках деятельности Школы эффективного родительства предполагает партнерство родителей и профессионалов по налаживанию семейных отношений, раскрытию и сохранению семейного потенциала.
Целенаправленная, адресная система психолого-педагогической, медико-социальной работы по оптимизации детско-родительских отношений, развитию различных форм семейного жизнеустройства.
Прогнозируемые результаты
Для семьи:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
- повышение уровня семейной культуры.
Для родителей:
- формирование навыков конструктивного поведения;
- осознание родительской роли и обязанностей;
- совершенствование родительской эффективности;
- безусловное принятие ребенка;
- освоение роли поддерживающего родителя.
Для ребенка:
- готовность к позитивным контактам со взрослыми;
- овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
- формирование позитивного образа семьи;
- получение опыта принятия, поддержки;
- решение актуальных проблем развития.
Ресурсное обеспечение условий для реализации программы
Кадровое обеспечение программы
- Социальное сопровождение: социальный педагог, специалист по социальной работе, младший воспитательных
- Психолого-педагогическое сопровождение: воспитатель, педагог-психолог, дефектолог, логопед, музыкальный работник, педагоги дополнительного образования.
- Медико-социальное сопровождение: врач, инструктор ЛФК.
Адаптивное пространство программы
Включает в себя помещения и территорию Центра, необходимые для реализации программы, со специальным оборудованием:
- групповые помещения;
- холлы;
- зал ЛФК;
- логопедический кабинет;
- кабинеты специалистов (психологов, дефектологи, социальных педагогов);
- игровое пространство «Лекотека»;
- сенсорная комната;
- комната песочной терапии;
- уголки уединения и самопомощи;
- комната для родителей;
- физиотерапевтические кабинеты;
- массажный кабинет.
Механизм реализации программы
- Подготовительный: определение социального запроса родителей,сбор социального анамнеза семьи, диагностика особенностей семейных взаимоотношений.
- Аналитический: выбор социального маршрута индивидуального сопровождения семьи, определение степени участия всех специалистов.
- Основной: Поэтапная реализация задач программы в зависимости социального запроса и данных диагностики.
- Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы.
Блок 1. «Гармония в семье – гармония в мире»
Блок 2. «Вместе легче»
Блок 3. «Доброе начало»
Блок 4. «Сегодня гость-завтра член семьи»
Блок 5. «Родительская беседка»