Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Блок 3

Блок 3. «Доброе начало»

Дети не в тягость, а в радость.

Семейные воспитательные группы на современном этапе в рамках профилактики социального сиротства, являются наиболее гибкой и перспективной формой жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается для реализации приоритетного права ребенка – жить и воспитываться в семье, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка и в семейном кодексе РФ (п. 2, ст.54).

СВГ является структурным подразделением Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, ребенок сохраняет статус воспитанника учреждения, воспитатель получает статус сотрудника

Семейная воспитательная группа позволяет сохранить ребенка для семьи и семью для ребенка. Дать каждому ребенку опыт жизни в семье одна из основных задач создания СВГ. СВГ предоставляет ребенку не только оптимальные условия для формирования его личности, но и создает предпосылки для его социального становления, вступления в самостоятельную жизнь.

Цель: профессиональная подготовка и психолого-педагогическое сопровождение воспитателей семейных воспитательных групп.

    Задачи:
  • подготовить квалифицированных воспитателей СВГ;
  • познакомить с особенностями системы СВГ;
  • помочь прояснить воспитателям СВГ их собственные возможности, трудности, возникающие при работе с приемными детьми;
  • установить партнерские отношения воспитателя со службой сопровождения СВГ для дальнейшего тесного взаимодействия и поддержки.

Участники: кандидаты в воспитатели СВГ, специалисты центра, родные дети, другие заинтересованные лица.

Формы и методы:

  • тренинги;
  • беседы;
  • ролевые игры;
  • консультации;
  • лекции.

Этапы работы с кандидатом в воспитатели

Этапы Содержание Ответственный Количество часов
1. Ознакомительный Собеседование с кандидатом воспитатели, знакомство со спецификой функционирования СВГ зав. отделением, соц. педагог 2
2. Диагностический 1.Диагностическое обследование личностных особенностей, коммуникативных качеств, эмоционально-волевых свойств 2. Диагностика семьи и семейного окружения воспитателя педагог-психолог, специалист по социальной работе, социальный педагог 3
3. Аналитический Анализ, обобщение результатов комплексной диагностики, составление социального паспорта семьи, подбор воспитанника для СВГ зав. отделения, педагог-психолог 2
4. Обучающий Обучение кандидата в воспитатели по программе “Доброе начало” зав. отделением, специалист по социальной работе, психолог соц. педагог, мед. работник 15
5. Сопроводительный Психолого-педагогическое сопровождение СВГ, участие в работе клуба “Оберег” зав. отделением, специалист по социальной работе, психолог соц. педагог, мед. работник В течение всего периода


Программа обучения кандидата в воспитатели СВГ (15 часов)

Направление Содержание Ответственный Количество часов
Информационно – ознакомительный этап
Социально-правовое
  • нормативно-правовые акты о правах детей;
  • основные права и обязанности воспитателя СВГ;
  • принципы функционирования СВГ, рабочая документация;
  • проблемы адаптационного периода в СВГ, пути их решения.
Специалист по социальной работе, зав. отделением 3
Обучающий этап
Медицинское и социальное
  • основы гигиены санитарии семьи;
  • первая медицинская помощь детям по — основным группам заболевания, при повреждениях и несчастных случаях;
  • организация рационального питания;
  • здоровый образ жизни, физическое развитие.
Медицинские работники, диет.сестра 3
Психологическое
  • возрастные закономерности психического и социального развития ребенка;
  • периоды адаптации ребенка в новых условиях;
  • обеспечение эмоциональной поддержки;
  • внутрисемейные связи и социальное окружение.
Педагог — психолог 3
Педагогическое
  • сопровождение учебного процесса ребенка;
  • проблемы обучения (педагогическая запущенность, школьная дезадаптация);
  • содержание, методы и приемы воспитания;
  • коллективно-творческие мороприятия
Педагог, воспитатель, зав. отделением 3
Консультативный
Психолого-педагогическо
  • вопросы поведенческого характера;
  • проблемы установления и поддержания родственных связей с родными воспитанника и родными воспитателя СВГ;
  • поощрения и наказания;
  • повышение социально-правовой компетентности воспитанника.
Психолог, воспитатель. 3

Для воспитателей обучение в школе «Доброе начало» дает возможность:

  • получить полноценную комплексную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую, социальную;
  • реально оценить собственные силы и возможности принятия ребенка в семью;
  • разобраться в требованиях законодательства и установленных нормах;
  • освоить процедуру подготовки документов;
  • разобраться во влиянии факторов генетической и социальной наследственности на развитие ребенка;
  • понять особенности развития и состояния здоровья детей, воспитывающихся в государственных учреждениях;
  • узнать механизмы возникновения психологических и соматических проблем и возможности их компенсации, способы реабилитации ребенка;
  • изучить педагогические приемы компенсации полученных ребенком моральных травм и отрицательного жизненного опыта;
  • узнать про типичные родительские ошибки, ожидания разочарования;
  • научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребенка в семье.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого – педагогической компетенции воспитателей СВГ в вопросах адаптации, принятия и всестороннего развития ребенка;
  • создание положительного психологического климата и формирование доверительных отношений в созданных семейных воспитательных группах;
  • психическое и физическое оздоровление ребенка;
  • повышение адаптационных возможностей ребенка;
  • увеличение числа детей, проживающих в семье;
  • расширение реабилитационного пространства.