ГлавнаяОпыт регионовПсихолого-педагогическая игра «Гардероб семейных отношений»

Психолого-педагогическая игра «Гардероб семейных отношений»

10.07.2018 10:00

Игра является методом экспресс-диагностики эго-состояний, проявляющихся в различных ситуациях и моделях поведения. Носит мотивирующий характер, стимулирует самоанализ и саморазвитие человека в роли родителя, может применяться в формате аутрич (уличной социальной работы) психологами и специалистами по социальной работе. Участие в игре поможет родителям понять причины конфликтных ситуаций в семье, возникающих и проявляющихся на уровне общения.

Цели и задачи

Игра разработана в рамках взаимодействия уполномоченного при губернаторе Курганской области по правам ребенка со специалистами, осуществляющими педагогическую и психологическую, коррекционную, поддерживающую деятельность, в которой нуждаются дети и семьи.

Цель: формирование у участников навыков самоанализа, коррекция детско-родительских отношений.

Задачи:

  • смоделировать игровые конфликтные ситуации в семье;

  • визуализировать комбинации поведенческих реакций родителей с помощью модельного набора;

  • создать условия для самоанализа своего эго.

РЕБЕНОК, ВЗРОСЛЫЙ И РОДИТЕЛЬ

В основе игры лежит трансактный анализ Эрика Бёрна, который различает три состояния «я» – РЕБЕНОК, ВЗРОСЛЫЙ И РОДИТЕЛЬ – как способы восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования.

Все три начала в личности человека, по Бёрну, развиваются постепенно и во взаимодействии с окружающей социальной средой. РЕБЕНОК – это спонтанность, творчество и интуиция, всё самое естественное в человеке. ВЗРОСЛЫЙ – систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики. Положение РОДИТЕЛЯ по своей структуре соответствует категории суперэго в теории личности Фрейда, включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности.

Фразы, характерные для трех эго-состояний:

РОДИТЕЛЬ: «Я же говорил (-а)», «Давай я это сделаю сам (-а)», «У тебя это не получится»;

ВЗРОСЛЫЙ: «Давай подумаем, что ты можешь сделать», «Если ты не будешь пробовать, у тебя не получится. Все могут иногда ошибаться»;

РЕБЕНОК: «Разбирайся сам», «Как всегда!», «Я не буду это делать».

В общении с детьми родителям важно применять различные комбинации, исходя из ситуации и интересов ребенка.

Следует помнить, что каждое эго-состояние имеет как позитивный, так и негативный аспект. Важно, чтобы человек умел сочетать все три позиции: быть и жизнерадостным РЕБЕНКОМ, и заботливым РОДИТЕЛЕМ, и рассудительным ВЗРОСЛЫМ.

Описание игры

Оценить «гардероб семейных отношений» (а по сути, родительских реакций на нестандартные или конфликтные ситуации в семье с участием ребенка) предлагается в игровой форме всего за 15–20 минут.

Для игры потребуется модель куклы, изображающая родителя, и предметы его «гардероба» с описанными типичными реакциями – набор карт «жизненных ситуаций».

Участникам предлагается произвольно выбрать одну из предложенных типичных ситуаций в детско-родительских отношениях (разбитая ваза, полученная двойка). Оценив ситуацию, участники выбирают из «гардероба» предмет с описанием типичной реакции, которая, по его мнению, наиболее присуща родителю в этой ситуации.

Далее участникам предлагается проиграть эту ситуацию не менее пяти раз, что позволяет игрокам проанализировать комбинацию выборов (транзакций), преобладающих у матери (отца) в детско-родительских отношениях.

Анализ выборов демонстрирует, насколько сбалансированы типичные поведенческие реакции родителей в конфликтных, кризисных ситуациях и отражают эго-состояния личности, взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество жизни и общения.

Отзывы специалистов

Светлана Краснобаева, специалист по молодежной политике Лебяжьевского района Курганской области:

– На одном из областных семинаров нам с коллегами показали новую интерактивную форму работы с родителями – игру «Гардероб семейных отношений». Погружение в игру заставляет прежде всего задуматься о своем понимании родительской ответственности за будущее своего ребенка. Играя, мы сначала выбирали карточки с ответами по собственному желанию и пониманию. Но после разъяснений психолога все участники, ломая свои представления, начинают подбирать ответы, которые принесут на практике больше пользы. Конечно, это игровая ситуация, но, когда ты видишь результат своих решений со стороны, можно многое исправить. Игра нужная и полезная. Это некая остановка для родителей, чтобы подумать, а правильно ли я всё делаю.

Ольга Куликова, специалист студенческой организации Курганского государственного университета:

– Удивительно, но за 10 минут игрового времени пришло четкое понимание, что реагировать в бытовых ситуациях на поведение ребенка можно по-разному. Мой сын почти взрослый, и мы пережили разные моменты, в том числе и те, которые приводились в игре «Гардероб семейных отношений». Но я никогда не задумывалась, как моя реакция может повлиять на ребенка и его воспитание… Студенты, которые играли вместе с нами, тоже сделали для себя много открытий. Пусть им только предстоит стать родителями, но, думаю, осознать возможность управлять собой, а значит, и ситуацией очень полезно.

А.Е. Лопатина, уполномоченный по правам ребенка
при губернаторе Курганской области

Комментарии: