Вопрос специалисту
Подростки и книги: как найти точки соприкосновения?

Подростки и книги: как найти точки соприкосновения?

Подростки и книги: как найти точки соприкосновения?


Если заинтересовать книгой малыша довольно просто – показать красивые картинки или начать читать вслух, то с подростком всё гораздо сложнее. К сожалению, информационные потоки, которые окружают нас всех, а детей – особенно, слишком велики. И книги уже не выдерживают конкуренции не только с телевизором, но и с многочисленными гаджетами. Поставьте себя на место двенадцати-четырнадцатилетнего человека. Мир вокруг несётся галопом, события меняются с астрономической скоростью, а книга, даже самая интересная – очень медленно. Но хоронить литературу совсем не хочется. И надеемся, что не придётся. Поэтому давайте всё-таки попробуем заинтересовать подростка книгами. 
Очень хочется написать какой-нибудь свод правил или посоветовать беспроигрышные книжки, которые точно понравятся всем-всем. Но, к сожалению, никаких правил нет. Вернее, есть только одно правило: 

Нельзя заставлять ребёнка читать! 
Вообще. Категорически. Даже если вы на миллион процентов уверены, что книга ему понравится. Хотите навсегда вызвать у ребёнка ненависть к чтению – скажите простую и почему-то очень любимую многими родителями фразу: «Прочтёшь 20 страниц, сможешь поиграть на компьютере (пойдёшь гулять / будешь смотреть мультфильмы / получишь 100 рублей). Двадцать страниц будут прочитаны (если будут) через слово, по диагонали, а чтение из пока просто неинтересного занятия превратится в то, что не даёт заниматься любимыми делами. Поэтому заставлять, ставить условия и вообще вступать с собственным ребёнком в рыночные отношения – идея не очень хорошая. Лучше воспользуйтесь некоторыми нашими советами. 

1. Неважно, что именно читает ребёнок. 
Не нужно расстраиваться, если ваш ребёнок в 13 лет не хочет читать «Гамлета», даже если вы сами знали всю пьесу наизусть уже в 10. И то, что его не волнуют традиционные подростковые авторы вроде Жюля Верна, Фенимора Купера, Рэя Брэдбери и других – тоже не беда (первые двое вообще малоинтересны современным подросткам). Если ребёнок в принципе читает, это уже хорошо. Не нужно отбирать у него комиксы про Бэтмена и книги с бульварными обложками и ужасающими названиями вроде «Любовь среди вампиров». Пусть хоть детективы Донцовой читает! Тут главное слово – читает. Чтение, как и любое другое занятие, это – привычка. И через этап плохой литературы проходят все. Иначе просто невозможно оценить хорошую. А когда вы увидите, что ребёнок заинтересовался, научился напряжённо следить за сюжетом, ждать развязки, то есть в какой-то степени «подсадил» себя на чтение, вместо очередного вампирского тома подсуньте ему книгу о Шерлоке Холмсе. Отсюда, кстати, вытекает следующий совет: 

2. Лучшие книги для привлечения к чтению – детективы. 
Тут всё понятно – динамичный сюжет, неожиданная развязка, никаких языковых сложностей. Идеальный вариант. И начать можно не с Шерлока Холмса даже, а с детских детективов. Они издаются в огромном количестве – есть получше, есть похуже. Но в целом, уровень этих книг примерно одинаковый – с интересом прочитать и забыть. Одна из лучших представительниц жанра – английская писательница Энид Блайтон. К сожалению, её книги сейчас не переиздаются, но если вы встретите их у знакомых или в библиотеке, берите смело. Сюжет всех детских детективов чаще всего заключается в том, что несколько детей приезжают куда-то на каникулы, случается какое-то таинственное происшествие и ребята блестяще, правда не без сложностей, выводят злоумышленников на чистую воду. Помимо того, что читатель быстро увлекается сюжетом, он начинает ассоциировать себя с героями (кто же не мечтает самостоятельно раскрыть хотя бы маленькое, но настоящее преступление), а это один из главных критериев успеха книги. Ну а потом и к Шерлоку Холмсу можно переходить. 

3. Звёзды и супергерои. 
Когда ребёнок чем-то увлекается, ему интересно знать всё о своих кумирах. Поэтому если дети любят смотреть фильмы с Джонни Деппом, то велика вероятность, что и книгу о нём они прочтут (а таких книг много, очень много!). В отчаянных попытках выжить издатели выпускают книги обо всём, что популярно. Практически все современные фильмы, мультики и даже компьютерные игры имеют бумажные дополнения и продолжения. Да, возможно, ребёнок не откажется от игры в Angry birds ради книги о них, но скорее всего, когда наиграется, с интересом её полистает. 

4. Делимся впечатлениями. 
Этот пункт очень банальный, но, как обо всём банальном и очевидном, о нём часто забывают. Делитесь с ребёнком своими впечатлениями о прочитанном. Пусть он не читал того, что читаете вы. Если в книге интересный сюжет или поднимается какой-то вопрос, который мог бы заинтересовать вашего ребёнка, расскажите ему: «Представляешь, в книге, которую я сейчас читаю, герой в одиночку совершил кругосветное путешествие / попал на необитаемый остров / влюбился в дочь своего врага…». Разговаривайте, рассказывайте, делитесь. 
Можно придумать сколько угодно теорий и психологических приёмов, но только интерес, живой, настоящий сможет побудить ребёнка открыть книгу и не закрыть её через 5 минут. 

Маша Третьякова, редактор детского журнала
фото: futurica.info