Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Придирки или требования Марьиванны?

К сожалению, бывает так, что ребенок не желает ходить в школу по причине плохих взаимоотношений с учителем. Эта непростая ситуация осложняется еще и тем, что трудности общения с педагогом, как правило, сопровождаются трудностями общения со сверстниками. Особенно это заметно при обучении в начальной школе, когда статус ребенка напрямую зависит от той роли, которой наделил его учитель: "двоечник", "хулиган", "обманщик" и т.п. Но и в старших классах проблемы взаимопонимания педагога и подростка значительно снижают уровень школьной мотивации. 
Конечно, хочется обратить внимание родителей на то, что сами по себе жалобы ребенка на учителя не всегда являются показателем того, что педагог к нему придирается. Порой за придирки принимаются вполне справедливые требования: "слушай внимательней", "пиши аккуратнее", "выучи правило". И надо признать, что современная система образования еще не отошла от традиций правильного и своевременного выполнения указаний учителя. Поэтому в первую очередь родителям следует уточнить подробности и обстоятельства происходящего недопонимания: почему возникла эта ситуация, а также обсудить варианты решения проблемы. 
Однако если ребенок регулярно приходит из школы расстроенным, подавленным или агрессивным, а в тетради за хорошо выполненное задание стоят неудовлетворительные оценки, то есть все основания попытаться разобраться в том, что происходит. 
  1. Расспросите ребенка о том, как давно возникла эта ситуация. Очень важно понять, является ли конфликт длительным или это просто следствие недавнего события. Бывает так, что плохо выполненная контрольная работа или отказ от участия во внешкольном мероприятии могут послужить началом трудностей взаимодействия педагога и ученика. Чтобы определить дальнейшую стратегию помощи, желательно знать, когда именно произошел провоцирующий случай. 
  2. Сразу займите объективную позицию "третейского судьи". Согласитесь, что в любом конфликте виноватыми являются обе стороны. Можно лишь рассуждать о степени вины того и другого участника. Уверенно и спокойно скажите ребенку: "Я понимаю, что ты расстроен и обижен. Я готов помочь разобраться в сложившейся ситуации и найти решение, которое будет максимально справедливым. Только, пожалуйста, расскажи мне все, как было".  
  3. Не идите на поводу у собственных эмоций. Конечно, каждый родитель готов защищать своего ребенка. Это позиция является абсолютно понятной и не вызывает никаких вопросов. Однако чрезмерно ретивое стремление родителя "пойти в школу и поставить училку на место!" не всегда бывает правильным. К тому же это желание больше говорит о Вашей конфликтности, чем о попытке помочь. Невзирая на захватывающие эмоции, постарайтесь отделить эмоциональное от рационального: учитель не права, потому что позволила себе сделать замечание ребенку или потому, что это было озвучено в довольно грубой форме?  
  4. После того, как выясните обстоятельства произошедшего у одной конфликтующей стороны, постарайтесь организовать встречу с человеком, который может дополнить имеющиеся сведения. Организуйте встречу с заместителем директора или руководителем учреждения, на которой озвучьте вопросы, которые Вас беспокоят. Уточните, не является ли конфликт ребенка и учителя продолжением какой-то иной истории (например, учитель категорически не хотел брать этот класс). Встретьтесь с председателем родительского комитета класса. Спросите мнение других родителей об обучении у конкретного педагога, работа которого Вас интересует.  
  5. Помните, что Ваша задача – помочь ребенку наладить взаимоотношения с учителем, а не оценить личность последнего. По возможности, попросите какое-либо третье лицо (руководителя учреждения или школьного психолога), присутствовать на Вашей непосредственной встрече с учителем. Четко и ясно формулируйте свои вопросы: "Что Вы нам порекомендуете для повышения внимания ребенка?"; "Какие задания лучше выполнять в начале домашних заданий, а какие оставить на потом?"; "Как желательно организовать отдых ребенка, чтобы оставалось время на учебу?" и т.п. Избегайте прямых обвинений или иных высказываний, содержащих в себе оскорбления. 
И последнее. Если ребенок не может построить отношения со всеми педагогами, которые его учат, подумайте о его переводе в другое образовательное учреждение. Потому что в таких условиях говорить о высоких образовательных результатах, а также просто о чудесных школьных годах, просто не представляется.

Татьяна Ананьева
Комментарии
отправить