Вопрос специалисту
Уличная среда: опасность и польза

Уличная среда: опасность и польза



Уличная среда: опасность и польза

У многих пап и мам слово «улица» вызывает страх, особенно когда ребенок после школы или во время каникул стремится проводить больше времени с друзьями: взрослые боятся, что двор окажет на школьника дурное влияние. Фразы «улица тебя хорошему не научит», «твои уличные друзья на тебя плохо влияют» старшие произносят из самых добрых побуждений, от желания уберечь ребенка от плохой компании. Но так ли опасна улица для детей, особенно младшего школьного возраста? Насколько она способна влиять на ребенка? И есть ли в этом влиянии хоть что-то полезное?

Положительные и отрицательные стороны улицы

Основания для беспокойства по поводу уличной среды у родителей, конечно есть. Но вместе с тем улица способна научить и хорошему и воспитать в ребенке положительные качества.

  • Общительность.
    Ребенок много общается со сверстниками, а также ребятами чуть старше и младше себя, учится проигрыванию конфликтных ситуаций, ищет себя и свое место в коллективе, активно сравнивает себя с другими, находит свой способ проявлять собственное «Я», учится основам социального поведения.

  • Познание окружающего мира, выходящее за рамки школы и семьи.
    Ребенок расширяет свой кругозор, учится понимать законы окружающего мира, познает на практике нормы поведения, привитые в семье и школе. Он учится взаимодействовать в неформальном коллективе, среди сверстников, имеющих разные точки зрения.

  • Физическое развитие.
    Дети играют в подвижные игры, соревнуются, активно двигаются.

  • Ответственность.
    Улица учит отвечать за свое поведение и слова. Для ребенка, привыкшего находится в уличной команде и быть ее активной частью, самым страшным наказанием является отстранение от коллектива. Это может произойти, если ребенок совершит нехороший поступок по отношению к другим членам коллектива.

  • Стратегическое и тактическое мышление.
    Играя, дети группируются в команды в зависимости от игры, основываясь на совместимости игроков, их навыков в той или иной игре. Так они вырабатывают стратегию игры и строят логические цепочки.

  • Самостоятельность.
    Когда родителей рядом нет, ребенок сам решает, во что играть, как поступать. У ребенка появляется свобода в проявлении собственной личности. Этого у него нет в семье и школе, где требуется ожидаемое поведение и реакции, соответствующие шаблону, установленному взрослыми.

  • Лидерские качества.
    В уличном общении часто формируются качества лидера, ведущего — умение собрать собственную команду, выработать для нее правила, построить отношения между каждым членом компании, определить тактику поведения в различных ситуациях, решить конфликты между участниками под влиянием внешних факторов.

  • Нешаблонное мышление и поведение.
    В отличие от школы, которая учит мыслить и действовать по инструкции, а также семьи, имеющей свои стереотипы поведения, улица учит не только находить выход из создавшейся ситуации, но и развивает наблюдательность, умение предугадывать поведение людей и действовать спонтанно, исходя из обстоятельств, не бояться обращаться за помощью к более опытным.

  • Улица закаляет характер.
    Сталкиваясь с различными ситуациями, не всегда простыми и понятными, ребенок учится находить выход из них самостоятельно, опираясь на собственный опыт и полагаясь на свои силы, вырабатывая собственную стратегию поведения, которая пригодится ему в жизни.

Отрицательные стороны влияния улицы, как правило, более очевидны для родителей. Вот самые значимые:

  • Возможность попасть в плохую компанию.

  • Возможность появления вредных привычек.

  • Высокий риск травматизма. Дети, особенно мальчики, любят залезать в опасные места, а также, из любопытства, ставить химические опыты. Подвижные игры, особенно зимой и после дождя, тоже могут привести к травме.

  • Нерациональное использование свободного времени.

На улице отсутствует полный родительский контроль, что само по себе вызывает у взрослых беспокойство. Очень часто во дворах формируются компании, в которых весело и интересно, но без конфликтов общение детей не обходится. Расспрашивайте, чем занимается ваш ребенок с друзьями на улице, по возможности вовлекайтесь в процесс и ненавязчиво рассказывайте, как поступили бы вы в конфликтной или опасной ситуации.

Самое тревожное для родителей — плохая компания, с которой может связаться ребенок. Часто такое происходит из-за недостатка внимания в семье, чувства одиночества. Чтобы предотвратить эту ситуацию, учитесь взаимодействовать с окружением ребенка.

Как строить отношения с друзьями ребенка

  1. Даже если вам не нравится кто-либо из детского окружения, старайтесь не навязывать негативное отношение своему ребенку. Объясните, какие черты характера и особенности поведения могут вызвать неприятие, но не переходите на личности. Пусть ребенок сам учится делать выводы.

  2. Познакомьтесь с приятелями ребенка, посмотрите на их игры со стороны. Присматривайтесь к друзьям ребенка, подмечайте, что привлекает его к ним, как они общаются, чтобы скорректировать некоторые моменты. Не отказывайте в помощи друзьям ребенка, если они вас об это попросят.

  3. Уважайте в детях личность и не делите на «свой-чужой».

  4. Во время игр старайтесь не делать поблажек своему ребенку в ущерб остальным. Все должны иметь одинаковые условия.

  5. Любые споры, возникающие между ребенком и его друзьями, решайте беспристрастно и справедливо, предварительно выслушав все стороны.

Светлана Совела

Число близких людей варьируется по мере взросления сына или дочери, меняется и само содержание дружбы. Насколько прочны отношения школьника с друзьями, и что он вкладывает в это понятие, поможет выяснить наш тест на портале «Я – родитель».
Пройти тест