Вопрос специалисту

Как поймать удачу? (Часть 6)

Как поймать удачу? (Часть 6)


Сегодня речь пойдет об удаче…. Совершенно очевидно, что предыдущая тема школьных оценок во многом связана с желанием ребенка быть успешным учеником. А уж что говорить о нас, взрослых, безусловно и безоговорочно желающих видеть своего малыша самым ярким, талантливым, способным. И ничего удивительного в этом нет! Согласитесь, было бы странно стремиться к неудачам и проблемам в жизни? Таким образом, стремление ребенка и взрослого в их потребности быть удачливыми и успешными абсолютно совпадают.

Открытость, доверчивость и внушаемость детей делают их слишком уязвимыми по отношению к воздействиям, которые посылает в ответ окружающий мир. И многие родители в недоумении разводят руками, пытаясь определить, что будет лучше для их ребенка: умение противостоять житейским трудностям или стараться избегать различных ударов судьбы? При этом усиливается именно негативное воздействие общества на способность ребенка сопротивляться стрессовым факторам, в числе которых частично находится ситуация учебы.

Как же помочь малышу сформировать в себе установку на преодоление возникающих сложностей: трудностей при общении со сверстниками и педагогом, неожиданно неприятных оценок и отметок, разочарований от результатов контрольной работы?

Предлагаем несколько правил, которые направлены на создание условий, развивающих уверенность ребенка в собственных силах.

Правило 1. Не внушайте ребенку, что он болезненный, упрямый, неспособный, несамостоятельный и т.п. Если он слышит подобное обращение к себе со стороны взрослых постоянно, то поверит в это и будет вести себя соответствующим образом – так, как от него ждут.

Правило 2. Замените негативную формулировку требований и указаний на позитивную.
Например:
- у кабинета стоматолога вместо фраз «Не нервничай!», «Хватит дергаться!» скажите: «Пожалуйста, успокойся»;
- или вместо призыва «Не бойся!» поддержите малыша, сказав ему: «Ты же смелый!»;
- комментируя посадку ребенка за столом, не говорите: «Не сутулься!». Скажите лучше: «Сиди прямо»;
- пытаясь привлечь внимание взрослых, ребенок часто повышает голос. Не нужно одергивать его окликом «Не кричи!». Лучше скажите: «Говори спокойно».

Правило 3. Не создавайте ситуации постоянных запретов и ограничений. Со временем это может привести к тому, что преобладающей мотивацией поведения ребенка станет избегание неудач. Это характеризуется тем, что малыш точно знает, чего он не хочет делать, но не может выбрать того, что ему хочется.

Правило 4. При затруднениях малыша используйте метод, получивший название «Кавычки». Вы описываете выдуманную или реальную ситуацию (похожую на проблему ребенка), которая произошла с вами в прошлом. И рассказываете, каким образом удалось ее разрешить.

Правило 5. Если ребенок переживает какую-либо ситуацию и не может самостоятельно найти выход из нее, то предложите ему поставить на свое место любимого сказочного персонажа и вместе с малышом поразмышляйте, каким образом можно исправить положение. Помните, что детям легче говорить о себе косвенно, при сравнении с каким-то воображаемым или сказочным героем.

Эти несложные правила помогут первокласснику эффективно справляться с различными ситуациями школьной жизни, формируя установку на преодоление препятствий, а также не застревать на встречающихся трудностях. И тогда поймать птицу удачи станет значительно легче.