Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Как рыбка в воде

Лето в самом разгаре. Очень хочется всей семьей выехать на природу, на дачу, на пруд, на речку или отправиться в отпуск на море… 
В жизни каждого родителя наступает момент, когда уже пора научить свое чадо плавать. Все помнят старые дедовские методы: брось его в воду, сам поплывет. Однако важно помнить, что в процессе обучения плаванию малыш должен получать положительные эмоции. Потому что страх может надолго, а то и навсегда, отбить охоту осваивать водные просторы. Так что, дорогие родители, советуем вам создать благоприятную обстановку для занятий на воде и воспользоваться нашими рекомендациями: 

1. Предварительная подготовка. 
Знакомство с водной стихией нужно начинать с самого рождения младенца. Ребенку будет очень приятно контактировать с водой. Знакомая обстановка ванной придаст малышу ощущение спокойствия и комфорта. Таким образом, регулярное купание, неизменно сопровождающееся веселыми "заплывами" вместе с резиновыми уточками, станет приятной традицией и создаст предпосылки для успешного приучения к плаванию. 
Начинать уроки плавания лучше в закрытом водоеме. Бассейн идеален наличием разделителей дорожек, за которые можно держаться время от времени. Приобретите крохе жилет или надувной круг. Впоследствии, когда малыш научится держаться на воде, эти аксессуары можно сменить на небольшие нарукавники. 

Перед тем, как перейти в открытый водоем, необходимо обратить внимание: 
– на санитарное состояние водоема и можно ли в нем купаться; 
– на температуру воздуха и воды (для детей дошкольного возраста температура воздуха должна быть не менее 25 градусов, а воды – не менее 23 градусов); 
– нет ли на дне коряг, столбов, битых бутылок и арматуры; 
 – какая глубина у берега и пологий ли спуск, песчаное ли дно; 
 – какое течение и нет ли в этом месте водоворотов. 

Если условия для купания приемлемы, то для обучения плаванию потребуется полоса воды вдоль берега примерно 10-15 метров с глубиною не более 1 метра. Обучать плаванию детей можно в возрасте с 4-5 лет. Но важно помнить: вода не должна быть выше уровня груди ребенка и вы должны быть всегда рядом. 

2. Упражнения на тренировку дыхания 
Важно научить ребенка делать вдох и выдох в воде, а также задерживать дыхание. Для этого есть несколько простых упражнений. 

  • Положить на ладонь (себе или малышу) какой-то легкий предмет. Это может быть маленький листок бумаги, перышко, лист с дерева. После этого вместе с ребенком сделайте глубокий вдох и потом выдохните через плотно сжатые губы, чтобы сдуть предмет с ладони. 
  • Накидать в ванну много мелких игрушек и посоревноваться с ребенком: дуть на игрушки, стремясь к тому, чтобы поскорее прибить их к противоположному краю ванны. 
  • Налить в ванну воды и представить себе, что маленький пескарик затаился от хищной щуки – сделать глубокий вдох и задержать на несколько мгновений дыхание. После этого опустить голову в воду и шумно выдохнуть носом и ртом – чтобы напугать и прогнать щуку. 
  • Очень полезны для тренировки дыхания ныряния, но многие дети бояться нырять под воду, да еще и с открытыми глазами. Чтобы избавить ребенка от этого страха и добиться выполнения упражнения, можно разбросать по дну ванны много его любимых или вообще новых игрушек – и попросить ребенка достать их со дна. Увлеченный интересным заданием, он, скорее всего, забудет о своих страхах – и с удовольствием будет нырять. Единственное, нужно предупредить малыша заранее, чтобы под водой он не дышал, а делал вдох и задерживал дыхание до погружения и выдыхал только тогда, когда вновь окажется на воздухе. Если же малыш все-таки нахлебается воды – достаньте его и дайте ему спокойно откашляться и отплеваться. Стучать по спине или переворачивать его в различные немыслимые позы не нужно – если только Вы, конечно, не хотите его напугать так, чтобы он еще пару лет боялся воды, как огня. 
  • Похожее упражнение на погружение под воду – налить немного воды в ванну, попросить ребенка сделать глубокий вдох, опустить голову под воду и достать носом дна – как это делают аисты клювом. 
  • Если Вы нальете полную ванну воды – Вы можете сделать следующее упражнение: малыш делает глубокий вдох и, задержав дыхание, погружается в воду, как бы прячась от Вас. Спустя несколько секунд он выныривает и выдыхает. 
  • Ребенок делает глубокий вдох, вытягивает губы трубочкой и опускает их в воду, после чего выдыхает, пуская по воде забавные пузыри. Такое упражнение желательно проделывать 5-6 раз с небольшими паузами для отдыха. 
  • Набрать в ванну небольшое количество воды и спокойно положить ребенка в ванну на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, голова приподнята, малыш смотрит на потолок, а Вы поддерживаете его голову руками. 
  • Исходное положение, как в предыдущем упражнении, но теперь попросите ребенка поднимать-опускать прямые ноги, подбрасывая носками воду вверх. После того, как Вы с малышом освоите эти простые упражнения – можно отправляться на пляж. Только, конечно, помните о том, что ребенка нельзя оставлять на воде без присмотра. 

3. Боремся со страхом 
Большинство упражнений в обучении детей плаванию выполняются в форме игры. Если ребенок смелый и не боится зайти в воду, берем его за руку и заходим с ним вместе на глубину ему по пояс. 

"Морской бой" 
Встаем лицом друг к другу и, загребая воду ладонями, брызгаем друг на друга. Выигрывает тот, кто заставит другого отступить. Эта игра помогает ребенку избавится от страха попадания воды на лицо. 

"Перегонки" 
На расстоянии 3-4 метров от берега в воду положим плавающие игрушки. Затем становимся с ребенком на берегу лицом к воде и по сигналу бежим к игрушкам, берем по одной и возвращаемся на берег. Выигрывает тот, кто больше собрал игрушек. Цель – научить ребенка правильно передвигаться в воде, помогая себе руками (делая гребки вокруг тела). 

"Насос"  
Глубина воды должна доходить ребенку до груди. Просим его сделать вдох, погрузить лицо в воду и сделать выдох. Глаза могут быть закрыты. После небольшой тренировки берем ребенка за руки и становимся лицом друг к другу. Затем, попеременно приседая, погружаемся в воду с головой, задерживая дыхание, и делаем в воде полный выдох. 

"Смелые ребята"
Становимся лицом друг к другу и беремся за руки. После этого по команде вместе с ребенком погружаемся в воду с открытыми глазами. Для контроля можно предложить сосчитать, сколько пальцев у вас на руке, разглядеть какой-либо предмет в воде (например, найти и достать со дна игрушку, которую вы положили). Так мы учим ребенка погружаться в воду с открытыми глазами. 

"Поплавок" или поза "Медузы"  
Выполняется без помощи взрослого. Глубина воды должна доходить ребенку до груди. Просим его сделать вдох, присесть, руками обхватить колени, а подбородок прижать к груди, задержать на 10-15 секунд дыхание. При этом за счет выталкивающей силы (в легких воздух) тело начнет спиной всплывать на поверхность, как поплавок. Проделываем это несколько раз. 
После этого усложняем упражнение. Как только тело всплывет, просим ребенка вытянуть руки и ноги и несколько секунд полежать на воде. Голова обязательно должна находиться в воде, лицо опущено вниз. Это упражнение учит ребенка пониманию того, что при наличии воздуха в легких, его тело всплывает, и он может спокойно держаться на воде. 

4. Приступаем к обучению 

  • Учим принимать правильное исходное положение для выполнения скользящих движений. Сделав глубокий вдох и оттолкнувшись ногами, ребенок скользит по поверхности воды до полной остановки. Дыхание нужно задержать до конца упражнения. Голова опущена в воду, туловище, руки, ноги и стопы выпрямлены. Все упражнения выполняются лицом или боком к берегу. 
  • Глубина воды ребенку по грудь. Вы стоите сзади него. Ребенок поднимает руки вверх и накладывает ладонь одной руки на другую. Затем, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, наклоняется вперед так, чтобы его голова, плечи и руки, вытянутые над головой, оказались в воде, и, стоя на одной ноге, другой своей ногой отталкивается от ваших коленей и скользит по поверхности до полной остановки. Обратите внимание, голова должна быть в воде лицом вниз. 
  • То же упражнение, только без помощи взрослого. Ребенок заходит в воду по грудь, делает глубокий вдох, задерживает дыхание и, вытянув руки вперед как можно дальше, отталкивается от дна ногами. При правильном выполнении упражнения ребенок должен проскользить на груди несколько метров. 
  • Отрабатываем элементы плавательных движений. Упражнение выполняется на мелком месте у берега, у самой кромки воды, где ребенок может выполнить упор лежа. Ноги ребенка должны быть вытянуты, плечи в воде, голова над водой. Обратите внимание на стопы. Они тоже должны быть в идеале прямыми. Ноги в коленях также не должны сгибаться. В таком положении ребенок начинает работать ногами вверх-вниз. Затем, не прекращая работу ногами, начинает выполнять дыхательные упражнения – глубокий вдох и выдох в воду. Повторяем упражнение скольжения по воде с отталкиванием согнутой в колене ногой ребенка от колен взрослого, но с участием в движении вверх-вниз его ног, как в предыдущем упражнении. Обратите внимание, что в процессе скольжения голова должна быть опущена в воду лицом вниз и поднимается только для вдоха. Затем снова опускается и делается выдох в воду. Повторяем это упражнение, но с движением ног, как в предыдущем упражнении. 
  • Подключаем руки. Ребенок стоит в воде. Вода ему по грудь. Он наклоняется вперед так, чтобы его плечи и подбородок находились в воде, и начинает совершать гребки руками сверху вниз. Особенно необходимо следить за правильным входом рук в воду. При взмахе над водой рука слегка сгибается в локтевом суставе, а гребок совершается прямой рукой. Сначала в воду входят кисть и предплечье, затем локоть и плечо. Кисти рук, пальцы и ладонь должны представлять единую опору. При выполнении гребка рука проходит под животом до бедра. Завершая гребок, ребенок поворачивает лицо вбок в сторону гребковой руки. Шея и голова являются осью вращения. После поворота головы рот ребенка оказывается над поверхностью воды, и он может сделать вдох. Выдох делается в воду в процессе гребкового движения другой руки. Затем процесс повторяется. Следим и помогаем ему правильно выполнять последовательность выполнения элементов упражнения, добиваясь синхронизации: гребок правой рукой, поворот головы – вдох; гребок левой рукой, поворот головы лицом вниз – выдох в воду. Повторяем упражнение 10-15 раз. 
  • Вода чуть выше пояса. Ребенок делает глубокий вдох и ложится животом вниз на воду, вытянув ноги, а также выпрямив руки за головой. Голова опущена в воду, лицом вниз. Поддерживаем его за ладони своими руками. Он начинает работать ногами и поочередно выполнять гребковые движения руками, делая вдох и выдох, как в предыдущем упражнении (плывет "кролем" на груди). Мы медленно отходим назад, помогая ему плыть. Следим за синхронизацией движений рук и ног, за дыханием. 
  • Отправляем в "самостоятельное плавание". Позволяем ребенку от нас "оттолкнуться" и следим, способен ли он самостоятельно проплыть несколько метров. Если у него это получается, значит, цель обучения достигнута. Он научился держаться на воде и немного плавать. Если же для него способ плавания кролем на груди окажется слишком сложным, то можно обучить облегченным способам плавания. 

Облегченные способы плавания 

Вариант № 1. Ноги двигаются, как при плавании кролем на груди, руки прямые и двигаются одновременно вниз до бедер. Для выполнения этого варианта ребенок сначала скользит в воде с вытянутыми вперед руками. Ладони обращены вниз, лицо опущено в воду, ноги вытянуты. После скольжения он начинает работать, как при плавании кролем на груди, затем начинает прямыми руками одновременно делать гребок вниз и назад к бедрам. Выдох в воду производится, когда руки достигают вертикального положения. Вдох выполняется, когда гребок завершается и голова оказывается на поверхности воды. Затем цикл движений повторяется. 

Вариант № 2. Движение ног, как при плавании кролем на груди, руки прямые и двигаются одновременно через стороны от бедер. Ребенок начинает работу сначала ногами, а затем прямыми руками одновременно делает гребок через стороны к бедрам. Выдох в воду выполняется при погружении рук в воду, вдох – при подъеме головы из воды. Затем цикл движений повторяется. Руки работают, как при плавании брассом. В последующем ребенок сам разовьет и усовершенствует приобретенные знания и навыки. А самое главное – возможно, они ему помогут сохранить здоровье и жизнь в какой-либо чрезвычайной ситуации, связанной с его пребыванием на том или ином водоеме. 

И, конечно, если Вам даже кажется, что малыш научился плавать чуть ли не лучше Вас самих – одного его на воде оставлять крайне опасно, поэтому будьте всегда рядом – и хотя бы с берега наблюдайте за ним. Если же Ваш малыш начал тонуть – сохраняйте самообладание и бросьте ему что-то, за что он может зацепиться, дожидаясь Вашей помощи – спасательный круг или кусок пенопласта. После этого подплывите к нему, вытащите его на берег, положите его на свое согнутое колено, чтобы его голова и ноги свесились вниз и вода вышла из легких. Кроме того, не увлекайтесь нырянием – частая задержка дыхания может вызвать головокружение. 
И не ждите, что Ваш ребенок спустя пару-тройку занятий поплывет. Кто-то плавает уже в 6 лет, кто-то учится этому только к 20 годам, а кто-то всю жизнь боится воды как огня. Все это очень индивидуально.

Марина Афанасьева
фото: violet-lady.ru
Комментарии
отправить