Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Дети и чувство прекрасного

Не деля мир на красивое и некрасивое, малыши, не умеющие говорить, демонстрируют доступными способами свои предпочтения: танцуют под мелодию, которая им понравилась, любят играть на просторах природы, в упоении разрисовывают ватман крупными мазками гуаши. Подрастая, дети выделяют книги, которые им нравятся больше остальных, колыбельные, что поет перед сном мама, выбирают любимый цвет в одежде. 
Изначально ребенок творит по наитию, но вырастая и получая знания, считывает стандарты с окружающей среды, старается соответствовать им и находить то, что будет ему по нраву. А среда, которая формирует первоначальный вкус и расставляет ориентиры в мир искусства, это, конечно, семья. 
Родительская эрудиция вряд ли охватывает все области, которые отвечают за воспитание эстетических чувств. Чаще всего каждый вносит свой вклад в направлении, которое ему знакомо. И, если папа опытный любитель походов, с ним ребенку легко открывать для себя мир природы. А если мама умеет создавать красивые вещи, значит, с ней можно советоваться в подборе одежды, оформлении школьных работ или украшении своей комнаты. 
Путь к восприятию прекрасного всегда индивидуален. Но существует несколько рекомендаций общего характера для родителей, желающих развивать вкус детей: 
  • Желательно использовать в домашнем декоре спокойные, не кричащие цвета. Обилие ярких, не согласованных между собой акцентов может утомлять. Если же взгляд встречается с гармонично подобранными вещами, есть большая вероятность привыкания к такой красоте и восприятия ее как естественного образа жизни.  
  • Любимые картины, фотографии, домашние растения, привезенные из поездок сувениры лучше размещать на видимом для детей уровне.  
  • Не нагромождать на полках детские вещи и игрушки. Чтобы их было удобно доставать, лучше использовать корзины, контейнеры и красивые коробки для хранения. Наводя порядок, можно предложить ребенку вместе расставить коробки по цветам или размеру, приучая его к аккуратности.  
  • Поддерживать порядок вне дома: прививать бережное отношение к природе, не оставлять мусор после себя на улице или в лесу. Предложить детям украсить окружающую действительность: на скучную лестничную площадку поставить растения в горшках, а в дворовом палисаднике посадить цветы, поливать их и наблюдать за тем, как они растут.  
  • Выбирать для прогулок интересные места и во время гуляния изучать текстуру природных материалов, обращать детское внимание на повседневную красоту: краски неба и листвы, суетливую работу в муравейнике, поющих птиц или то, как цветы закрываются на ночь. Вместе встретить закат и рассвет.  
  • Расширять словарный запас прилагательными, которыми можно описать свои предпочтения, и собственным примером побуждать детей использовать в речи сравнения и эпитеты. Рассматривая натюрморт, родитель может сказать: "Какие нежные цветы на картине, давай поищем такой букет для нашего дома". Или: "Ты так интересно смешал краски для рисования снеговика, что кажется, будто он по-настоящему холодный".  
  • С учетом возрастных особенностей посещать театры и музеи. Чтобы рассматривание произведений искусства не было утомительным для малыша, лучше внести в короткую экскурсию элемент игры: попросить ребенка найти самую понравившуюся картину моря в выставочном зале, или отыскать картины, написанные в похожей цветовой гамме. Или предложить ребенку представить, что вы с ним находитесь внутри изображенного художником дворика: куда бы вы тогда отправились и кого могли встретить?  
  • Выбирать детские книги с авторскими, а не шаблонными компьютерными иллюстрациями. Держать в свободном доступе альбомы с репродукциями, литературу об искусстве, географические журналы. Планировать путешествия в места с красивой природой и города, где можно увидеть шедевры мировой архитектуры. 
  • Предоставлять детям свободу творчества: доступ к различным художественным материалам, удобное место для рисования или лепки, которое не страшно испачкать. Во время рисования, особенно совместного, можно слушать фоном любимую музыку и рассказывать детям о том, кто ее написал и какие музыкальные инструменты звучат в произведении. 
Дети открыты новому, и эстетическое восприятие мира для них начинается с выбора, который предоставляют родители: что слушать, что читать и на что смотреть. Так постепенно и развивается способность отличать уникальное произведение искусства от штампов, вырабатывается вкус и собственная чувствительность ребенка к прекрасному.

Лена Чарлин
фото: urokrisunka.ru
Комментарии
отправить