Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

О детской привязанности: гиперопека

Их называют безынициативными, робкими и конформными. Дети-марионетки, дети-кумиры, дети-мимозы — ясно одно: это дети, которых присвоили себе родители.

«Присвоенные дети» чаще всего растут во внешне благополучной семье. Чрезмерно опекающие родители с детства окружают их повышенным вниманием и контролем, привязывают к своим чувствам и настроению, обязывают их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения предлагаются ему без его участия.

Почему это происходит?

Распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие. Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых оказываются плодом мнительного воображения родителей. Постоянные затруднения родителей, в основном матери, в самоконтроле и взаимоотношениях с окружающими, затяжные межличностные конфликты приводят к уходу от внешнего мира и всецелому поглощению жизнью ребенка.

Виды гиперопеки

Гиперопека может носить двусторонний характер. В одной семье мать может быть чрезмерно мягкой, сверхзаботливой, а в другой — чрезмерно авторитарной. В обоих случаях ребенок растет в доминирующей семье, в которой любые его действия всячески контролируются, а активность подавляется.

Если ребенок — любимец семьи, любовь матери направлена именно на то, чтобы отстранить от ребенка все, что мешает его детскому благополучию. Мало того что ребенок не знает отказов, его еще окружает целая сеть негласных поощрений, постоянно ему льстящих. В этом случае ребенок растет в исключительном чувстве первенства вне препятствий, противоречий и помех и вырастает несчастным «первым человеком», с дряблым характером, с отсутствием всякой сдерживающей дисциплины, неспособным на борьбу с жизнью.

Если родитель – диктатор. У таких родителей все должно быть подчинено правилам порядка. Еда и питье, одежда, сон и все домашнее хозяйство ребенка должно быть упорядочено. Родители требуют безусловной покорности, а также полного одобрения всего, всего, что они делают. Такого рода контроль осуществляется чаще всего с глубокой убежденностью в собственной правоте и в том, что он служит исключительно благу ребенка.

Результаты чрезмерной опеки

Внешние процессы индивидуации не находят надлежащего отражения, признания и вознаграждения. Наоборот, любая форма инициативности, стремление к автономности всякий раз игнорируется или даже наказывается. В результате формируется личность, которую можно назвать «присвоенная», — со сниженным чувством самоценности, нарушенной идентичностью. Cковывая ребенка по рукам и ногам, гиперопекающие родители, не оставляют ему возможности научиться самому познавать мир. В детских и подростковых компаниях «присвоенный ребенок» часто служит марионеткой, его эксплуатируют, делают исполнителем самой грязной работы.

Жизненная задача «присвоенного ребенка» заключается в том, чтобы открыть и развить себя. Выразить личность ребенка можно, помогая ему в открытии врожденных умений, склонностей и талантов, которые в будущем могут преобразоваться в увлечения, интересы и предпочтения.

Задача родителей состоит

  • в поощрении свободной экспрессии ребенка, особенно тех чувств, которые заторможены или подвергнуты сомнению;
  • в развитии у ребенка чувства гордости за себя, за проявление самостоятельности и стремление быть собой;
  • в уменьшении чувства вины по поводу любой попытки самоидентификации и независимости;
  • в ослаблении боязни травмировать кого-то или добиться успеха за счет кого-то другого, а также в уменьшении чувства долга по отношению к другим;
  • в устранении болезненных чувств, являющихся результатами неоправдания надежд семьи и навязанными ею ролями;
  • в развитии у ребенка умения выявлять собственные предпочтения, а также сохранять свою собственную таким образом приобретенную позицию;
  • в предоставлении ребенку достаточного общения со сверстниками;
  • в поощрении инициативы у ребенка;
  • в предоставлении самому принимать решения (что выбрать, куда пойти и т.д.).

В любом случае, важно уважать мнение ребенка и доверять ему. Только в таком случае вы сможете рассчитывать на взаимное доверие с его стороны и на открытые, честные отношения.

Эльнара Агаева, семейный психолог

Комментарии
отправить