Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Такие непохожие дети

Случается, что появление в семье второго ребенка кардинально меняет родительские представления о воспитании. Методы, которые успешно работали с первенцем, вдруг терпят поражение с младшим ребенком, а причина проста: у одних и тех же родителей получаются совершенно разные дети. Спокойная, послушная дочка и озорник сын, способный найти приключение даже в пустой комнате. Чувствительный старший ребенок: чуть повысишь голос – он в слезы, зато младший сорванец не унывает никогда: упадет, отряхнется и весело побежит дальше. Как делать уроки, если сыну требуется целый вечер и родительская помощь, а дочка успевает разделаться с заданиями за час? Как гулять с погодками, если один из них – тихоня и любит повозиться в песочнице, а второму необходимо испробовать все качели, забраться на каждую горку и повисеть на всех турниках?

Исследования показывают: в том, что касается характера схожесть родных братьев и сестер составляет лишь 20%. Остальные 80% – уникальные черты, и чем раньше родители это признают и примут, тем проще им будет относиться к разнице между детьми.

Что делать, если у детей разный темперамент?
Прежде всего, понять, что природу человеческого характера не изменишь. Если гиперактивному ребенку уже пять лет, а вы изо дня в день ставите в пример то, каким спокойным был в его возрасте старший брат, то повышенная активность младшего так и останется в семье проблемой номер один. Ребенок, от природы склонный к привлечению родительского внимания, найдет способы демонстрировать свой неугомонный нрав – просто, чтобы его замечали чаще, чем положительного старшего брата. Поэтому первая родительская задача – понять, что проблемный ребенок – не значит трудный. Он просто другой.

Всем родителям хочется, чтобы дети дружили между собой. Но если разница в возрасте составляет несколько лет, у них естественным образом различаются интересы и умения. Семилетнему мальчику хочется побегать и погонять в мяч, а не собирать кубики с двухлетним братиком. И старшей дочери-школьнице может быть вовсе не интересно нянчить кукол, хотя сестренка только об этом ее и просит. К сожалению, младшие дети часто становятся раздражителями для старших, особенно если родители настаивают: "Поиграй с ней во что-нибудь, видишь, она хочет к тебе?" Интерес разновозрастных детей друг к другу может наступить, лишь когда их не принуждают к игре. Можно попробовать найти вместе со старшим ребенком то, что поможет объединить его с младшим: рисование, лепка, простые настольные игры. Пусть этих занятий будет не много, но постарайтесь убедить большого ребенка иногда идти навстречу маленькому в том, что ему интересно.

Не нужно сравнивать энергичного ребенка с медлительным братом или сестрой: это лишь разожжет огонь ревности между двумя родными людьми. И старайтесь не выделять любимчика просто потому, что с одним из детей вам легче понимать друг друга. Действительно, бывает, что ребенок находит больший язык с одним из родителей, и тогда дети невольно делятся на маминого и папиного. Но согласие в доме – это согласие всех членов семьи, поэтому в такой ситуации рекомендуется чаще организовывать отдельное детское время с одним из родителей: в парке аттракционов мама может пойти с маленькой дочкой, не любящей громкие звуки, в комнату смеха или лабиринт, а папа с сестрой-непоседой – на шумные карусели. В следующий раз пусть родители поменяются: папа с маленькой дочкой отправятся в музей бабочек, а мама и старшая дочь поиграют в боулинг. Время один на один – это возможность для родителей лучше понять и разделить интересы каждого ребенка, а для детей – возможность немного побыть друг без друга и соскучиться по своему непохожему брату или сестре.

В связи с разницей характеров и увлечений родителям приходится обустраивать детский быт так, чтобы братья и сестры не мешали друг другу заниматься личными делами в одной комнате. Если один ребенок увлечен поделками и все время создает творческий беспорядок на столе, а другой – аккуратист и не терпит хаоса в своем мире, родителям нужно подумать, как разграничить игровое и учебное пространство. Возможно, поможет установка длинного стола или, если позволяют жилищные условия – двух рабочих столов, которые будут законной территорией каждого. При этом важно обозначить, где границы, а где общее пространство, ведь все-таки дети – родные братья и сестры, и им необходимо общаться.

Часто процесс воспитания детей – это лавирование между их разными характерами. Приходится учиться договариваться. Например, во время того, как старший ребенок делает уроки, маленького просят играть в другой комнате. Но и когда малыш ложится спать, старший ребенок не должен слушать музыку или играть на компьютере в общей спальне. Приходится применять разные методы мотивации. Обсуждать с детьми некоторые вещи порознь, подбирая для каждого индивидуальные слова. Но именно такой личный подход и позволяет детям оставаться собой. И он же помогает братьям и сестрам находить точки соприкосновения и тропинки друг к другу.

Лена Чарлин
фото: ia-istr.mosoblonline.ru
Комментарии
отправить