Вопрос специалисту

Каверзные детские вопросы

Каверзные детские вопросы


Когда дети вступают в возраст почемучек (как правило, это период с 3 до 7 лет), вопросы в доме сыплются с утра до вечера: про устройство мира, тайны человеческого тела, услышанное на улице незнакомое слово – детей волнует буквально все, и они не стесняются обращаться к взрослым по многочисленным поводам. Вот только взрослые не всегда готовы отвечать на вопросы прямо. Иногда родители боятся затрагивать некоторые темы, считая, что ребенку пока рано знать про то, как он родился, или куда исчез его заболевший хомячок. Еще бывает сложно подобрать понятные слова: вы рассуждаете языком взрослых, но дошкольнику еще не знакома половина слов из энциклопедии про космос, ему просто интересно, как появилась планета, на которой мы живем. А иногда мамы и папы не знакомы с технической стороной вопроса: что поделать, если школьные знания по зоологии давно выветрились из головы и вы не можете навскидку ответить, куда зимой исчезают все насекомые. 
Детские вопросы часто обескураживают взрослых. Поэтому к некоторым из них лучше быть готовыми заранее. Но даже если вопрос "Какая температура на Луне?" застиг вас врасплох здесь и сейчас, помните, что вы можете взять паузу, чтобы подумать: "Это очень интересный вопрос, только мне нужно немного времени, чтобы дать точный ответ. Давай, я найду его в книге, а затем расскажу тебе". Энциклопедии с картинками могут помочь взрослым в случае, если не получается объяснить какие-то вещи своими словами. Или предложите детям поискать ответ вместе в Интернете. Если ввести запрос в разделе "Картинки" любого поисковика, то даже не читающий ребенок с вашей помощью наглядно увидит ответы на свои вопросы: "Как возникает цунами?", "Что едят летучие мыши?", "Бывают ли фрукты синего цвета?" 
Особого внимания требуют вопросы жизни и смерти, появления ребенка на свет, человеческих отношений: почему больше не живут вместе ваши родственники или как вышло так, что у друга в детском саду есть только мама. Обсуждение этих тем требует вдумчивости и неспешности, и будет лучше, если важный разговор пройдет в спокойной обстановке, когда никто не отвлекается на прочие дела. 
  • Отвечайте с оглядкой на возраст и не переусердствуйте с количеством информации. Трехлетний малыш чаще всего просто интересуется, откуда он взялся, ему важны не подробности, а точный ответ: "Ты вырос из маленькой клеточки у меня в животе, а затем родился". Лучше начинать объяснения с простых фактов, а по мере того, как ребенок будет становиться старше, добавлять новые, анатомические подробности: в 5-6 летнем возрасте они уже будут действительно интересны. 
  • Многое зависит от вашей реакции и отношения к предмету. Если вы спешите окрикнуть ребенка за прилюдный вопрос: "Почему этот человек не ходит, а ездит в кресле?", ему может показаться, что он только что коснулся запретной темы, которую всеми силами нужно избегать. Всегда лучше оставаться спокойным, даже если детские слова прозвучали громко и неприлично. Со временем дети начинают чувствовать уместность и тон задаваемых вопросов, а пока поясните, что у человека болят ноги, или, может быть, он просто старенький и ему трудно ходить. Возможно, это будет первый шаг ребенка к пониманию того, что все люди разные и проблемы у них тоже могут быть разные.
  • Не высмеивайте вопросы, которые кажутся вам забавными или даже глупыми. Для ребенка каждая его проблема – серьезная. Видя, что взрослые смеются над его интересами, он в дальнейшем предпочтет не спрашивать, а добирать информацию на стороне: от сверстников, из телевизора, по слухам или додумывая сам. И на качество внешней информации родители уже не смогут повлиять. 
Не существует единственно правильных ответов на сложные детские вопросы. Помните, что ваши ответы не обязаны быть идеальными, энциклопедичными или сиюминутными. Но правдивыми они должны быть обязательно. Дать однозначную информацию о том, сколько лет живут слоны, довольно просто, стоит лишь обратиться к книжному источнику. А вот ответить на вопрос "Существует ли Дед Мороз?" гораздо сложнее, и здесь взрослым придется отталкиваться от того, во что они верят или верили в детстве сами, оставляя ребенку пространство и для собственных размышлений. Каким бы ни был ваш ответ, главное, что видит в нем ребенок – неравнодушие к его нуждам, отклик на то, что его волнует. И это становится основой доверия, на котором строятся теплые отношения между родителями и детьми.

Лена Чарлин

Раздел не найден