Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Особенности рынка современных игрушек

Наши дети живут совсем в другом мире, чем в том же возрасте жили их родители. С первых месяцев ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не подозревали его сверстники 20-30 лет назад. Радионяни, электронные игры, компьютеры, интерактивные игрушки, мобильные телефоны, видеофильмы, свободный доступ к телевизору с его рекламными роликами и кровавыми боевиками – все эти неведомые в нашем детстве явления стали повседневными атрибутами жизни наших детей, начиная с первых лет жизни.   Что несут с собой эти технические достижения для маленького ребенка?  Какие риски и какие возможности? Ответ на эти вопросы остается открытым, поскольку все живущие ныне взрослые имели совершенно другой опыт детской жизни  и взросления.

В то же время очевидно, что современные дети уже не такие, как были мы.  Технический прогресс отражается не только на средствах информации и коммуникации, но и на психологии человека. При этом чем моложе человек, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда и тем легче он впитывает и присваивает все веяния времени. Особо открытой и чувствительной группой, безусловно, являются  дошкольники, поскольку они не просто растут – они формируются и развиваются в совершенно новых условиях, которых еще нигде и никогда не было. Это, конечно,  осложняет их воспитание и отношения с ними.

Современные дети с первых лет жизни приобщаются к видеокультуре. Телевизионный экран подменяет для маленького ребенка игру, активную продуктивную деятельность,  общение с близкими взрослыми.  СМИ  становятся для дошкольников не средством получения информации, а самостоятельным видом  занятий, оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.

Полноценное детство немыслимо без игры и игрушки. Игрушки – единственно доступное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной детской деятельности и задает зону ближайшего развития. Игрушки позволяют ребенку исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности,  выражать свои чувства, учат общаться,  познавать мир и себя.

Однако  далеко не все игрушки  выполняют свою развивающую роль. Большинство из них, к сожалению, мало пригодны для игры, а значит, не выполняют своего главного предназначения. Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только не могут быть средством игры, но и препятствуют игровой деятельности, поскольку не  предполагают собственной активности и фантазии ребенка. Детская игра зачастую сводится к использованию возможностей высоко технически оснащенных игрушек.

Тенденции развития рынка современных игрушек

Разговор о качествах игрушки особенно важен в настоящее время,  когда появилось новое поколение игрушек. Наряду с традиционными появляются новые, невиданные даже самыми молодыми родителями  (трансформеры, биониклы, покемоны и пр.)  Попытаемся рассмотреть основные направления развития рынка современных игрушек.

Первая из них – это натурализация и детализация игрушки.

Эта тенденция проявляется по-разному. Так, например ставшие популярными newborn — резиновые пупсы разного размера,  в точности воспроизводят настоящих младенцев. У таких кукол все как у  реальных детей: они кушают, плачут, смеются и справляют свои в данном случае не совсем естественные нужды. Внешне они очень похожи на реального младенца, вплоть до складочек на мягком тельце и мимики.

Еще один вариант своеобразной детализации – это куклы  с ярко выраженными эмоциями, так называемые  Expressiondolls.  На личиках этих кукол застыло  странное, но узнаваемое выражение:   они либо гримасничают, либо орут и плачут, либо закрывают глаза и пр. Иногда они имеют подчеркнутые и старательно прорисованные дефекты внешности – прыщи, серый или зеленоватый цвет лица, обвислые животы, мешки под глазами или старческие морщины. Важно подчеркнуть не их эстетические достоинства (вернее их отсутствие), а фиксированное, навсегда определенное выражение лица. Их  эмоциональное состояние никто уже не в силах изменить.

Игрушечные животные также все более приближаются к своим натуральным прототипам. Это уже не игрушки, а скорее чучела реальных животных.  Например, у крысы-игрушки все как в жизни: жесткая шерстка, усики, острые когти и пр. А игрушечный скорпион обладает скользкой и липкой шкуркой, до которой противно дотронуться. Играть с такими игрушками не хочется, но хочется их рассматривать и удивляться совершенству их изготовления.

Другую тенденцию в бурном развитии производства игрушек можно назвать дегуманизацией, т. е. куклы все дальше отходят от образа человека и все больше приобретают черты машин, животных (или даже насекомых) или же технических устройств. Человек легко трансформируется в нечто нечеловеческое (в большой моде, особенно у мальчиков, так называемые трансформеры).  Человек-паук, человек-динозавр, человек-робот, мальчик-машинка, покемоны, киборги, Черепашки Ниндзя, различные чудища  все более вытесняют обычных людей и человеческое выражение  лица. Это весьма опасная тенденция, поскольку кукла воплощает для малыша образ человека, формирует его представления о красоте, доброте, смелости и других качествах. Куклы-роботы и монстры создают у ребенка явно неадекватный образ человека и деформируют его представления. 

Третья и самая опасная тенденция  «совершенствования» игрушек – их нарастающая автоматизация, которая  имеет самое разное воплощение.

Куклы-роботы или интерактивные куклы, оснащенные специальными программами, могут жить своей жизнью, независимой от ребенка, более того, они сами начинают руководить его действиями. Например, кукольный младенец при нажимании определенного рычага на спине начинает через каждые 40-50 секунд произносить команды: «Мамочка, спой мне песенку»; «Мне скучно, давай поиграем»; «Мамочка, покорми меня» и пр. Взрослые приходят в восторг, дети тоже радуются и гордятся своим имуществом, но к игре эта гордость не имеет никакого отношения.

Все обозначенные выше тенденции ведут к тому, что игрушка все более становится не средством игры, а самодостаточной вещью, предназначенной для потребления ее качеств. Ребенку уже не нужно оживлять куклу, вкладывать в нее свои переживания, поскольку она сама имитирует настоящую жизнь и механические переживания. Автоматизированные современные куклы уже умеют «выражать свои эмоции», некоторые такие куклы могут имитировать до 15 эмоций. Все это восхищает взрослых, но парализует активность ребенка, закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребенок становится зависимым от игрушки – не он играет с куклой, а она с ним.

Между тем именно такие игрушки доминируют на рынке и пользуются наибольшей популярностью. Они кажутся родителям наиболее привлекательными, современными, «прикольными». Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет.  Отсутствие или неадекватность ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному  производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению.  В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и как правило бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития – нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно и на эффективности развития ребенка.

Необходимость психолого-педагогической экспертизы игрушек и других товаров для детей

В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек и других товаров для детей, учитывающей не только их санитарно-гигиенические или эстетические свойства, но и возможный психологический эффект на развитие ребенка. Очевидно, что для разработки таких критериев необходимо участие детских психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности детского развития, особенности игры ребенка в разных возрастах.

Проведение психолого-педагогической экспертизы игрушки является одной из главных задач московского центра экспертизы игрушек при МГППУ. В настоящее время разработаны психолого-педагогические требования к различным игрушкам, создана методика оценки развивающих качеств игрушек для каждого возраста и вида детской игры.  Игрушки, успешно прошедшие экспертизы, получают специальный знак качества «Детские психологи рекомендуют».

В  настоящее время наш центр работает над созданием методики экспертизы для других товаров для детей: детской литературы, компьютерных программ, видеофильмов и пр. Мы надеемся, что эта работа поможет родителям выбрать действительно развивающую продукцию для детей, а производителям даст ориентиры для ее создания.

Е.О.Смирнова, доктор психол. наук, профессор, руководитель центра экспертизы игрушек при МГППУ

Комментарии
отправить