Вопрос специалисту

Знакомство с деньгами

Большинство детей так и не узнают, как управлять деньгами, если только они не выбирают в старших классах направление «финансы» или «экономика». Это означает, что прежде всего родители должны подготовить детей к финансовым проблемам: научить совершать выгодные покупки, понимать смысл инвестиций и, возможно, даже узнать, почему они не могут сразу получить все, что они хотят. В долгосрочной перспективе это поможет им избежать задолженностей, нерегулируемых трат и неверных вложений.

Откуда взялись деньги

2-5 лет

Самое подходящее время для знакомства с миром денег, когда дети впервые замечают, что деньги вообще существуют. Oбычно этот интерес возникает в 2-3 года. В этом возрасте ребенок может думать, что деньги появляются из родительского кошелька или из волшебного банкомата, стоит только вставить в него пластиковую карту. Надо объяснять, что деньги — это средство обмена на труд родителей, что деньги зарабатываются своим трудом, и можно потратить только то, что вы зарабатываете. Малышу интересно будет также узнать, как вы храните деньги и на что они тратятся в семье.

Маленькие дети обычно очень гордятся своим умением считать, и это можно использовать, чтобы ввести понятие денег в игры, в ежедневные дела. Соберите монеты различного номинала и создайте из монет домики, показывая, например, что 2 раза по 50 копеек это рубль, а 10 раз по 10 рублей это 100 рублей. Спросите ребенка, сколько нужно собрать пятикопеечных монет, чтобы получилось четверть рубля, или сколько нужно монет, чтобы заплатить за билет в метро, за мороженое. В конце концов ваш ребенок начнет воспринимать деньги в цифрах.

Затем можно переносить эти познания в практику: во время похода в магазин выбирайте товары и показывайте цену. Спрашивайте ребенка, сколько рублей и копеек необходимо, чтобы купить выбранные товары, это поможет ему связывать цифры на ценниках с реальными деньгами.

Управлять деньгами — это интересно

5-10 лет

В этом возрасте можно обсуждать с ребенком, почему деньги так важны в современном обществе, при этом делая акцент на том, что деньги это часть жизни, но далеко не основная и не единственная ее часть, и человеческие отношения гораздо ценнее.

Берите детей с собой в магазины, планируйте покупки заранее, составляя с детьми список. В этом возрасте практически каждый родитель сталкивается с ситуацией неуемного желания ребенка купить много всего: «Хочу!.. Купи мне!..» Вы можете слышать это даже каждый раз, когда идете в магазин. Подобная ситуация — это прекрасная возможность преподнести ребенку еще один важный урок о личных финансах, почему многие откладывают деньги для того, чтобы купить то, что они хотят. Этот простой урок сводится к использованию копилки – обычной банки или коробки, которые можно разукрасить, подписать «Банк» и на крышке обозначить, на что и когда будут потрачены эти собранные средства. Ребенка надо всегда хвалить и поддерживать в его стремлении сэкономить деньги и сохранить их для того, чтобы потратить на запланированное.

10-13 лет

Берите ребенка с собой в банк и вместе изучайте проспекты по банковским вкладам, кредитованию, что такое дебетовые и кредитные банковские карты, информацию по страхованию вкладов. Также можно показать пример удачного инвестирования, купив и подарив ребенку монеты из драгоценных металлов с пояснениями основного правила покупки инвестиционных монет: чем меньше тираж, тем выше рыночная цена изделия и тем вероятней ее рост в будущем.

Можно открыть ребенку счет в банке и выдавать ему на карманные расходы с расчетом, чтобы ребенок мог одну часть потратить, а другую часть денег предложить положить на свой счет.

14-18 лет

В этом возрасте наиболее важно помочь детям осознать разницу между потребностями и желаниями — это подготовит их для принятия правильных финансовых решений в будущем. Потребность — это то, что подросток должен, например, оплачивать учебу, желание — это то, что хотелось бы, но не обязательно, например, купить новую модель телефона.

Все это развивает в детях разумный подход к деньгам и в будущем приведет их к стабильной финансовой состоятельности.

Арина Липкина, психолог