Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

091012-Софья

091012-Софья

Ольга

Здравствуйте, Ольга!
 
Анализируя графические особенности выполнения проективных методик ("Рисунок семьи" и "Рисунок несуществующего животного") можно предположить наличие у Софьи повышенной тревожности. О тревожности и напряженности могут говорить и некоторые данные, которые вы указали в анкете (двигательная активность, свидетельство смерти или тяжелой болезни, желание спать с родителями, жевание предметов, закручивание волос, скрежетание зубами во сне).
 
Кроме того по особенностям рисунков можно предположить сложности у Софьи в коммуникативной сфере (сфере общения), с чем, видимо, связана и неудовлетворенность потребности в общении.
 
При этом девочка довольно экстравертирована, то есть она и ее интересы направлены вовне, она может быть импульсивна, активна, любить привлекать внимание, при этом может переоценивать собственные силы и возможности. Софья, вероятно, нуждается в одобрении окружающих, вы можете стимулировать ее на какие-то достижения с помощью похвалы и доверия ей ответственности (но не обязанности, которая может расцениваться ей негативно, учитывая, что Софья, вероятно, любит противостоять любому давлению со стороны взрослых).
 
Сочетание экстраверсии и сложностях в коммуникации может приводить к внутреннему конфликту и тревоге ("хочу общаться, быть в центре внимания, но не умею"). Также вероятна ситуация, когда у нее множество контактов, носящих скорее формальный характер, но мало "настоящих", близких друзей. В этом Софье можно помочь, отведя ее на психологический тренинг, посвященный развитию навыков общения, либо в театральный кружок (например, плейбек-театр), либо в любой кружок, где была бы возможна коллективная деятельность.
 
Можно предположить наличие у Софьи демонстративных черт (то есть любит, чтобы на нее обращали внимание), что также говорит в пользу театральной студии. Судя по анкете, вы также замечаете, что Софья склонна к гримасничаниям, артистичности, вероятно, это ее способ получать внимание и признание, если для этой потребности найти адекватный способ удовлетворения, психологическое состояние ребенка может улучшиться.
 
Также вероятно наличие у Софьи инфантильных черт, то есть эмоциональной незрелости, с чем может быть связана неуверенность в себе, и для того, чтобы чувствовать себя уверенно, ей необходимы «подпорки». Таким людям необходимо самоутверждаться, показывать свою значимость, ощущать проявления любви от окружающих, поэтому они болезненно относятся к критике, могут поднимать свою самооценку за счет внешних проявлений. Также такие люди могут перекладывать ответственность за свои неудачи на других людей, витать в фантазиях. Поможет во взрослении умение определять чувства и эмоции, умение выражать их, умение сопереживать другим людям. Развить эти качества поможет родительский пример того, как говорить о чувствах и как брать на себя за них ответственность, а также искренность в отношениях с ребенком, стимулирование и поддержка самостоятельности ребенка.
 
Также вероятно наличие у Софьи защитной агрессии (возможно скрытые тенденции), страха агрессии, неустойчивой самооценки. Возможно для нее характерна тенденция к рефлексии, размышлениям, реализовываться при этом может далеко не все, без нужной стимуляции ей может быть трудно доводить дела до конца.
 
Особенности рисунков и ее рассказа о животном может говорить о наличие мужских черт в характере (мужественности, активности, доминантности и агрессивности), либо трудностях в половой идентификации.
 
В характеристике ее мышления или деятельности возможна ригидность, то есть некоторое "застревание" на деталях.
 
Это что касается личности Софьи. Теперь я расскажу, какие гипотезы можно выдвинуть, анализируя расположение фигур на "Рисунке семьи". Судя по их расположению, Софья, вероятно, воспринимает отношения в семье с отцом как недостаточно эмоционально насыщенные. Она воспринимает телевизор, компьютер и отдых как важные части жизни семьи.
 
Особенности изображения и расположение фигур может говорить о наличии у ребенка "конфликта лояльностей", так, Софья рисует папу достаточно крупным, занимающим много места, рисует у себя одежду, похожую на папину (то есть она психологически идентифицирует себя с отцом - помните о трудностях половой идентификации?), но при этом она располагает себя рядом с вами, в одинаковых позах, отдельно, отгораживая линией от отца. Как будто жизнь идет в двух параллельных плоскостях - у отца - в своей, у вас с Софьей в своей. Когда какой-то член семьи изображается отдельно, это может говорить о слабой эмоциональной связи с ним или слабой включенности его в семейную систему (изолированности), конфликтные отношения с ним. Конфликт лояльности возникает, когда ребенок чувствует (или знает), что между родителями конфликтные отношения (либо недостаточно близкие, когда один из родителей отдает все свое внимание и любовь ребенку, а не супругу). При этом ребенок любит обоих родителей, не может между ними "выбрать". В такой ситуации у ребенка часто развивается тревога, либо какое-то особое поведение, которое будет ее выражением. Чтобы этого не происходило, важно, чтобы между родителями были близкие отношения, у каждого супруга супружеские отношения на первом месте, а ребенок - на втором (вопреки тому, что культивируется в нашей культуре), ведь любовь родителей - это стержень, основа, на которую может опереться ребенок. Тогда у ребенка не будет лишних "функций" по обеспечению потребностей родителя в эмоциональных отношениях, не будет тревоги, он будет успешно развиваться.
 
Софья рисует себя выше всех членов семьи, что может говорить о том, что она воспринимает себя как доминирующую фигуру в семье, обладающей большой властью. При этом она рисует себя непропорционально большой (а вас непропорционально маленькой), что может говорить о ее чувстве значимости, "главности" в ваших отношениях.
 
Судя по ответам на вопросы, для Софьи, вероятно, характерно амбивалентное отношение к родителям, то есть оно характеризуется и положительными, и отрицательными эмоциями.
 
Более развернутый ответ был направлен Вам на e-mail.

Желаю вам удачи!

Галина Педич, специалист
Комментарии
отправить