Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Маргарита

Маргарита

Возраст ребенка: 4,5 лет

Маргарита

Анализируя графическое изображение, можно отметить присутствие явного конфликта со стороны ребенка по отношению к семье. Целостность семьи в изображении сохранена, но нарисованы персонажи были не сразу. После того как ребенок отметил себя на рисунке, дальше в поле его внимания оказались неодушевленные предметы (деревья, поцелуй и т.д.). Данный момент работы может отражать некоторое отторжение общества семьи, завуалированный протест.
Включив себя в сюжет рисунка, девочка тщательно прорисовала детали, определив позитивную цветовую гамму и элементы женского кокетства. Подобные нюансы служат выражением эгоцентризма и умением ставить свои интересы выше интересов окружающих, что может быть проявлением характерологической черты, либо реакцией на внутрисемейную ситуацию, когда ребенок чувствует эмоциональный дискомфорт. Отдельные элементы изображения символизируют повышенный уровень тревожности ребенка, возможно, имеют место страхи, с которыми девочка не может справиться. Длина рук отвечает за потребность в агрессии, но потребность эта не реализована. Возникает сомнение в том, умеет ли ребенок адекватными способами защищать свои интересы.
На фоне всех психологических барьеров, которые Рита обозначила в своей работе, самым эмоционально близким членом семьи девочка определила фигуру мамы. Она изображена несколько хаотично, но более внушительно относительно всех других персонажей. Цветом ребенок отметил половую идентичность с образом мамы, но на уровне общения между мамой и дочерью есть сложность, и состоит она, скорее всего, в непринятии одной из них недостатков другой.
Фигура отца невзрачна, изображена последней среди реальных членов семьи. Всё это направляет к заключению о значимости персонажа в жизни девочки, но по каким-то причинам психологически отстраненный на данный момент. Рисунок «разбавлен» несуществующими родственниками, что говорит о попытке заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных. Вероятнее всего, «моделируя» состав своей семьи, Маргарита пытается найти возможность хоть как-то удовлетворить свою потребности в общении.

Вывод.
Маргарита растет в полноценной семье, где девочка осознает свое место, что позволяет формироваться адекватной самооценке с тенденцией к повышению. Контакт с родителями налажен, но в силу возрастных изменений могут происходить яркие вспышки противоречий в решении некоторых вопросов и это может служить причиной установления эмоциональной дистанции между членами семьи. Ребенок склонен к наблюдательности и, фиксируя недостатки взрослых, сложно воспринимает критику в свой адрес. Возможно, интровертированно (закрыто) переживает это и как следствие повышает уровень тревожности, который обуславливает вспышки агрессии (истерики, повышенный голос – признаки вербальной агрессии). Обладая должным уровнем самооценки, Маргарита умеет ставить цели, но не добиваясь успеха, слишком эмоционально реагирует на фоне разочарования в своих силах. Задачей родителей является наблюдение за тем, чтобы стремление к победе и достижению цели не затмило нравственную позицию. Для этого имеет смысл разговаривать с ребенком и на фоне происходящих с ней событий, рассказывать, делиться опытом своих неудач. На данном этапе, главное, не идеализировать окружающий мир, чтобы не дать почву развивающемуся воображению, за счет возраста, рисовать новые страхи.
Беспокойный сон ребенка говорит о живости восприятия реально текущей жизни и неумение девочки справляться самостоятельно с возникающими сложностями. Не последнюю роль здесь играет то, какие ролевые позиции разыграны в семье. Нужно маме и папе определить преобладание и распределение гендерных качеств каждого из семьи и умение эти качества применять. На неосознанном уровне, каждый из родителей наделяет ребенка чертами, приоритетными для личности каждого из них. Сочетание этих качеств в ребенке, порой, имеет противоречивый характер. Отсюда и внутренний конфликт внутри юной души. Например, если мама считает, что женщина должна уметь отстоять свою точку зрения, а папа ценит в женщине покладистость и умение идти на компромисс, нет необходимости пояснять, как себя чувствует девочка. Подобные ситуации делают ребенка неуверенным в себе, и он начинает постоянно искать поддержки со стороны всё тех же взрослых. Ближе ко сну, девочка начинает тревожиться по поводу этих внутренних противоречий и непонимания самой себя, тревожность начинает зашкаливать и отсюда появляется эффект беспокойных сновидений. Сам по себе сон, может является этапом тестирования, т.е. насколько в реальной жизни человек способен справиться с трудностями. И вот чем больше у человека возможностей реализовать себя в решении той или иной проблемы, тем меньше тревог он переносит в сон. К этому же можно прибавить «беспокойный» симптом как скрежетание зубами во сне – типичное проявление того, что девочка не может расслабиться. Здесь имеет смысл перед сном проводить комплекс мероприятий, успокаивающих и способствующих релаксации. В каждой семье правила расслабления могут быть свои: вечерние прогулки, принятие теплой ванны с седативными компонентами, игровые упражнения, на умение сбрасывать сжатость и негативную энергию. При позитивном настрое, Вы сможете справляться не только со своими сложностями, но и чужими.

Галина Педич, специалист
Комментарии
отправить