Вопрос специалисту
Консультация психолога по детским рисункам

Консультация психолога по детским рисункам

Светлана

Возраст ребенка: 8,5 лет


Изображая семью, Роман включил в её состав сестру, маму, отца и себя. Между всеми членами семьи соблюдена определенная дистанция, однако, эмоциональное сближение можно наблюдать между мамой мальчика и его сестрой: их объединяет игровая деятельность, фигуры изображены в позитивных тонах. Позиция женщин в семье предусматривает некоторую защищенность со стороны мужчин (отца и Романа). Если фигуры женской части семьи мотивированы на игру, то мужская её половина ориентирована на трудовую деятельность: фигура папы изображена с инструментом и в пояснении к сюжету, обозначен ремонт тумбочки; со стороны мальчика - письменный стол с тетрадью и книгой (тоже своеобразный инструмент работы). Подобное отображение свойственно натуре деятельной, занимающей активную жизненную позицию. Роман готов отстаивать по-мужски свои интересы, отсюда, вероятнее всего, вспышки агрессии (они же подтверждены графическим изображением рук на рисунке). Нужно отметить, что подобный стиль поведения доставляет ребенку определенную степень дискомфорта, т.к. вспышки гнева и неумение отстаивать свою позицию в приемлемых социальных формах, порождают высокую степень тревожности. Со стороны родителей нужно попытаться объяснить, а в некоторых случаях, даже, проиграть ситуации, в которых нужно должным образом проявлять свою власть. Наличие самостоятельности как устойчивой характерологической черты, служит прочным барьером в восприятии чужого мнения и для того, чтобы донести информацию, точку зрения, человек, выступающий должен являться авторитетной личностью. Такой фигурой для мальчика мог бы выступать отец, хотя обозначение персонажа Романа на рисунке, подчеркивает стремление к соперничеству в отношении отца и наделение своей фигуры исключительным положением в семье.

Обладая чрезмерной подвижностью физической, мальчик так же резв и активен в психических проявлениях. Он быстро схватывает манеру общения для подражания, находит в своём поведении мгновенный отклик на какой-либо раздражитель. Ваша задача заключается в выработке адекватных форм поведения в социуме (в школе со сверстниками, в семье и т.д.) Для этого обязательным является личный пример людей, которыми дорожит Ваш сын; желательно исключить влияние внешних раздражителей на какой-то период (компьютерные игры с агрессивными элементами, просмотр художественных фильмов с жестокими сценами) и терпеливые, систематические беседы с сыном, в ходе которых Вы могли бы анализировать те или иные проявления его агрессии. Ведь защищать свои позиции – это не всегда является отрицательной чертой, а порой это и крайняя необходимость. Некоторые навязчивые формы движений Вашего мальчика (погрызывание ручки), панические атаки при форс-мажорных обстоятельствах (вид крови) и т.д. – всё это проявление страха и неуверенности в собственных силах. А когда человека накрывает страх, у него есть только два способа защитить себя – убежать или вступать в столкновение. Второй вариант, как правило, является чертой успешных людей, главное научить девятилетнего ребенка правильным формам этого проявления.