ГлавнаяСоветы и рекомендации родителямКонсультация специалиста по детской безопасности

Ребенок не понимает слово «нельзя»

Ребенок не понимает слово «нельзя»

Здравствуйте, подскажите пожалуйста как быть в этой ситуации: ребенок не понимает слово "нельзя" , приведу пример: лезет к розетке , там стоят заглушки, но все равно говорю: " Ваня, нельзя трогать розетку" - бесполезно, будто не слышит, попыталась повысить голос, ребенок воспринимает это как шутку/игру и в ответ улыбается/смеётся. Не знаю как вести себя правильно. И ещё вопрос, как отучить ребенка кидать предметы в людей, да и вообще просто кидать игрушки, пока он по людям не попадает, но ситуация мягко говоря не нормальная, на мой взгляд. Где я допустила ошибки и как их теперь исправить. Заранее спасибо за ответ.

Елена

Здравствуйте, Ирина.

Начну с первой части вашего вопроса. Ребенок в этом возрасте не способен принимать правила безоговорочно. Поэтому, первое, что нужно сделать – это снизить ожидания от вашего ребенка. Со временем он обязательно будет понимать все законы и правила внутри вашей семьи и не только, но сейчас ваша задача, прежде всего, выстроить логику в формировании их понимания.

Что я имею в виду? Для начала, нужно быть последовательным родителем. Обратите внимание на то, что если вы устанавливаете какое-то правило или говорите, что что-то нельзя, то это «нельзя» должно быть вне условностей, вне времени и т.д. Например, если ребенку нельзя забираться с ногами на стол, то это «нельзя» должно распространяться на любой стол, в том числе и на пеленальный. Как вы сами понимаете, часто это просто невозможно. Поэтому замените слово «нельзя» на какое-то другое. Например – «так не следует делать», а еще лучше, скажите как делать нужно.

Второй момент: правила должны работать вне времени. То есть, если ребенку нельзя громко кричать или бить кошку, то, например, во время празднования Нового года, когда взрослые легче относятся к проделкам малыша, ему тоже должно быть это нельзя. Родители должны быть последовательны, как я уже сказала, и настойчивы. Но при этом гибкие.

Кроме того, важно понимать, что слово «нельзя» должно использоваться только в ситуациях опасных для жизни ребенка. В этих же ситуациях возможно небольшое физическое воздействие на ребенка. Например, похлопывание по попе или одергивать его руки. Ребенок должен понимать, что это опасно. И только в этом случае родитель может себе это позволить. Например, в случае если ребенок выбегает на дорогу или играет с розеткой. В других случаях такое наказание неприемлемо. Иначе ребенку сложно оценить степень значимости ситуации, если наказание одно и то же. То есть наказание должно быть соизмеримо проступку: за съеденную лишнюю конфету и за игру на подоконнике с открытым окном должны быть разные наказания. Как я уже сказала, ребенок сейчас еще не готов осознавать правила игры, поэтому раздражаться на него нет никакого смысла. Нужно понять, где вы допускаете ошибку и исправить ее. Помогите своему ребенку.

В тоже время стоит обратить на ваше эмоциональное состояние. Почему вас раздражает непослушание? Вполне возможно, что это детские раны или установки, которые вам давали ваши родители. Или вполне возможно, что ваше состояние вне ресурса, то есть вы устали, не чувствуете в себе внутренних сил. В этом случае нужно работать с собой и отделять свое собственное состояние от взаимодействия с ребенком. Да, и конечно, каждый член семьи должен придерживаться правил, которые я описала выше.

Второй вопрос. Ребенок сейчас познает мир. Он исследует не только возможности собственного тела, но и физические законы. Например, если игрушку бросить, то она упадет. Поэтому, поведение вашего ребенка как раз вполне нормально. Он должен изучать мир. Как ему это сделать, если не допускать ошибки, если не пробовать и не экспериментировать?

Почему он кидает предметы в людей? Скорее всего, однажды он это сделал и получил очень бурную реакцию. Чем более эмоционально реагирует человек, тем больше шансов зафиксировать это поведение у ребенка. Для того, чтобы нежелательные поведенческие реакции ушли из обихода вашего сына, необходимо очень аккуратно реагировать эмоционально, больше объяснять, почему так делать не нужно, и ни в коем случае не блокировать, не запрещать, не стыдить и т.д.

Ребенок должен понимать почему так делать нельзя. Если вы будете отвечать тем же самым, то вы просто покажете, что это нормально в вашей семье. И ребенок поймет, что он все делает правильно. А вот если вы покажете, как делать правильно, то вполне возможно, что малыш примет правило вашей игры. Например, в следующий раз, когда ребенок кинет в вас машинкой, поднимите ее и скажите, что кидать лучше вот в это место (например, поставьте красочную корзину, куда ребенок может кидать предметы). Запрещать без того, чтобы показать, как нужно делать – не имеет никакого смысла. Все воспитание должно строиться на том, чтобы показать ребенку, как делать нужно. Если ребенок дерется, возьмите его руку и погладьте того, кого он только что обидел. Если он кричит – говорите с ним спокойно и тихо, объясните, что говорить нужно тише.

Уверена, у вас все получится. Всего доброго.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»
Комментарии:
Социальные сети
Вопрос специалисту
Фильтр
Возраст:
Темы: