Вопрос специалисту

Помогите разобраться с ситуацией по правовому статусу ребёнка и выплате пособия для содержания приемного ребенка

Помогите разобраться с ситуацией по правовому статусу ребёнка и выплате пособия для содержания приемного ребенка

Уважаемый Фонд!
Помогите, пожалуйста, разобраться с ситуацией по правовому статусу ребёнка и выплате пособия для содержания приемного ребенка.
Описываю нашу ситуацию:
В августе 2016 года мы привезли домой (Балашиха, Московская область) дочку из другого региона (Новгородская область) с постановлением об установлением опеки по договору о приемной семье. На момент приезда домой био отец находился в МЛС, мать написала согласие на усыновление.
В регламентированные сроки мы встали на учет в опеку своего города, получили акт осмотра жилья и договор о возмездной опеке. Впоследствии предоставили справку о группе здоровья ребенка и заключили договор о приемной сроком на 1 месяц (до момента выхода отца из МЛС). С момента выхода отца (29.10.2016) нам сняли все выплаты-и опекунские и детские.
Но уже 3.11.2016 опека Великого Новгорода сумела получить заявление о согласии на усыновление от био отца, позже копия была предоставлена мне по факсу, а оригинал направлен Почтой России. То есть, на 15.11.2016 нам было известно о наличии согласия от обоих родителей, о чем были извещены органы опеки в устном и письменном виде. Позднее, 21.12.2016 при получении оригинала Заявления почтой, я предоставила его, а также оригинал Заявления матери с согласием на усыновление (зачем-то опека Великого Новгорода взяла у нее повторное заявление). В это же время я написала заявление с просьбой восстановить выплаты по приемной семье и детское пособие с даты, указанной в заявлении отца. Сотрудники опеки обещали подумать смогут ли они вернуть выплаты или нет. Далее по телефонному разговору инспектор мне несколько раз говорила, что мне отказано, потому что «нет ЛРП и статуса у ребенка». Договорились о том, что они мне дадут письменный отказ в течение 30 дней с даты, указанной в моем заявлении. Т.е., до 21.01.2016, с которым я пойду в Прокуратуру.

В связи с этим у меня несколько вопросов:
1.Правильно ли я понимаю, что правовой статус ребенка на данный момент расценивается как «оставшийся без попечения родителей» (РОБПР)?
2.Правильно ли я понимаю, что РОБПР в Московской области имеет право на получение ежемесячного пособия, кроме того, пособие должно быть начислено с даты, указанной в согласии отца на усыновление?
Если да, поделитесь, пожалуйста, на что ссылаться.
3.Правильно ли я понимаю, что даже при восстановлении выплат детского пособия мне имеют право отказать в договоре о приемной семье?
4.Должен ли быть заключен с опекой какой-то договор (об опеке и тд)? На данный момент, специалисты моей опеки отрицают, что должен. Где тогда мои права и обязанности опекуна должны быть фиксированы?
5.Имеют ли органы опеки право требовать от меня ЛРП био родителей? Мы в будущем планируем усыновлять дочку, поэтому лишнего суда хотим избежать.
6.Есть ли срок действия согласия на усыновление?
7.Сколько времени по регламенту может занимать их письменный ответ на мое заявление?
Огромное спасибо за ваш труд!
Буду очень признательна за ответ.

Евгения

Добрый день.

Вопрос 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке (ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Если родители лишены родительских прав, то дети признаются оставшимися без попечения родителей.

Вопрос 2. Согласно Постановлению Правительства МО от 26.06.2007 N 452/22 ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на получение пособия с момента усыновления. В соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления орган опеки и попечительства в 15-дневный срок с даты представления усыновителем документов принимает решение о назначении денежного пособия или об отказе в его назначении. Решение доводится до сведения заявителя способом, указанным им в заявлении.

Вопрос 3. При восстановлении выплат детского пособия могут отказать в заключении договора о приёмной семье. Из Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" следует, что случаи, в которых выплата вознаграждения опекунам или попечителям осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Федерации, устанавливаются законами субъектов Федерации. Следовательно, законодательство субъектов Федерации должно четко определить, как основания к выплате вознаграждения, так и основания для отказа в удовлетворении просьбы опекуна или попечителя в заключении с ним договора об осуществлении опеки или попечительства за счет бюджета. Однако по Московской области отсутствует нормативный документ, регламентирующий данный вопрос. Существуют лишь отдельные нормативные акты, принятые на муниципальном уровне.

Вопрос 4. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством. В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Таким образом, у органов опеки нет обязанности заключать договор, однако, в интересах ребенка особые обязанности опекуна могут отразить в акте о попечительства либо в договоре об осуществлении опеки.

Вопрос 5. В соответствии со ст. 5 Семейного Кодекса РФ дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).

Усыновление ребёнка, оставшегося без попечения родителей, родители которого лишены родительских прав, не вызывает никаких дополнительных вопросов у судей, прокуроров. Однако, в случае, если потенциальные усыновители уже имеются, лишение родительских прав родителей ребёнка лишь оттянет усыновление ещё на полгода. В соответствии с п. 6 ст. 71 СК РФ, усыновление ребёнка допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав.

Тем не менее, лишение родителей ребёнка, оставшегося без попечения родителей родительских прав необходимо.

6. Срок действия согласия на усыновления законодательством не определен.

7. Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Максим Дюканов,
юрист, специалист по семейному праву