ГлавнаяСоветы и рекомендации родителямКонсультации психолога для родителей

Проблемы в общении с дочерью девяти лет

Проблемы в общении с дочерью девяти лет

У меня проблемы в общении с дочкой 9-ти лет. Все мои бытовые просьбы игнорируются или слышу ответ «сейчас сделаю», а «сейчас», как правило, и вовсе не наступает. Поэтому все просьбы, соответственно, превращаются в требования, а не исполнение требований приводит к скандалу. Уроки дочка делать патологически не хочет, может потратить целый день и так и не сделать. Аргумент, что их надо делать быстро, что бы оставалось время на развлечения, на нее не действует. На уровне привычек ничего не вырабатывается, например, каждый день необходимо отправлять человека в ванную умываться, но даже когда она оттуда выходит, половина дел так и не сделана. На кружки она тоже ходить не хочет, кроме телевизора ничего не удерживает ее внимания. Все общение между нами превратилось в постоянную ссору, нет возможности выделить среди этого процесса даже немного времени для "обыкновенного" любящего общения между мамой и дочкой, т.к. постоянно в воздухе висит какой-то ее "косяк", который не позволяет в этот момент пожалеть и приласкать ребенка. Я превратилась из спокойного, выдержанного человека в абсолютного надзирателя-истеричку. Помогите понять, что же с этим делать? Пробовала отпустить все "на самотек", не делать постоянно замечаний, не контролировать, не вмешиваться. Результат оказался плачевным. Ребенок ходит в школу не умытым, не заплетенным, с не выученными уроками, при этом ее комната была завалена различными вещами по пояс, по которым она спокойно могла ходить ногами. Соответственно, пришлось опять брать процесс под свой контроль, что и привело к первоначальному состоянию - отсутствия взаимопонимания и тепла между нами. Я в отчаянии, люблю свою дочь безмерно и хочу гармоничных отношений с ней. Помогите нам справиться с этой ситуацией.

Ольга

Ольга, похоже, вы разочарованы тем, что ваша дочь не стала к девяти годам самостоятельной, интересующейся и увлеченной девочкой. Ваше разочарование может вызывать агрессию в отношении ребенка, которую приходится подавлять, и это может мешать вам проявлять к ней теплые чувства. Слишком много ожиданий, что она будет делать все сама как взрослый человек, потому что к «взрослости» ребенка стоит приучать постепенно и последовательно.

Обратите внимание, что при взаимодействии с ребенком этого возраста важно говорить не в форме «бытовых просьб», а в виде спокойных требований, не оставляющих альтернативы не сделать это. Вы не просите выучить уроки, убрать в комнате, а сообщаете о необходимости сделать это и ждете результат. За невыполнение следуют санкции. Без ваших лишних чувств и истерик. Просто за А следует Б.

Пока вы все еще отвечаете за то, что происходит с вашей дочерью: за то, что она делает и не делает. Вы – мама и главная в отношениях с ней. Вам важно найти свою авторитетную родительскую позицию и начать постепенно приучать дочь к самостоятельности. Обычно на консультациях мы делаем это вместе с мамой или в паре мама-ребенок. И мама чувствует эту точку, где она спокойно и уверенно отдает распоряжения. Обычно у ребенка не возникает желания возражать или не делать то, что ему велела мама. В большинстве случаев и до трудного возраста, по крайней мере.

Детям важно слушаться родителей, для них это безопасность и стабильность окружающего мира, надежность авторитета родителей - залог их внутреннего спокойствия.

Для себя решите, что вам принципиально важно, чтоб ваша дочь делала, а что второстепенно.

Уделите особое внимание важным моментам, приучите ее слушаться в этом, но без крика. Будьте последовательны в своих требованиях. Не отступайте, пока не приучите к дисциплине, при этом выявляйте трудности и помогайте дочери в этом.

В зоне персональной ответственности вашей дочери могут быть ее личные интересы и увлечения. Учить уроки - это обязанность, но у девочки есть свобода выбора, когда и с кем учить эти уроки. Кто-то учит их с родителями, например, до 12-13 лет (вернее, родители учат уроки за своего ребенка). Кто-то в первом-втором классе начинает учиться сам. И часто это не только и не столько его личные качества, сколько работа и позиция его родителей.

Вам важно, как маме, справиться со своими чувствами к дочке и настроиться на то, что некоторое время вы будете приучать ее вас слушаться, а потом - постепенно расширять зону ее самостоятельности и ответственности.

С уважением, София.

Анна Зубкова, специалист
Комментарии:
Документы для усыновителей

В этом разделе вы увидите самые актуальные нормативные документы по вопросам семейного устройства детей-сирот

Службы психологической помощи