Вопрос специалисту

Сын делает все очень медленно

Сын делает все очень медленно

Мой четырехлетний сын все делает очень медленно. Одеваться может больше часа, обязательно нужно стоять рядом и "подгонять" его. Полтарелки супа ест весь вечер, играет с едой... Если попросить его навести порядок в игрушках - он начнет уборку и тут же про нее забывает. И дома, и в детском саду пытаются его перевоспитать. Возможно ли это? И как? Пройдет это у него само собой или нужно продолжать изо дня в день стоять над ним, что бы он ни делал? Ольга

Ольга

Ольга, есть такие медлительные дети. Обычно с возрастом это проходит, ближе к 7 годам, но торопышкой, который всё делает сам, без напоминаний, ваш ребенок, скорее всего, никогда не будет. Такая медлительность обусловлена темпераментом и физиологическими свойствами мозга, в частности характерной для всех детей низкой способностью к концентрации внимания и произвольным волевым усилиям. Ваши действия будут более эффективны и помогут ему лучше концентрироваться если вы: - будете направлять их на конкретные действия: не «Оденься уже, пожалуйста!», а «Возьми в руки футболку». Т.е. вы должны привлекать его внимание не к общей задаче, а к конкретному её этапу. - откажитесь от риторики «Ну сколько можно!», «Когда, наконец, ты уже доешь!». Вместо этого просьбы должны быть прямыми, чёткими, спокойными и вежливыми «Собери, пожалуйста, машинки в коробку». Также, если вы это применяете, то нужно отказаться от критики и ярлыков – это очень сильно тормозит в ребенке стремление стараться, достигать чего-то, меняться. - будете благодарить и поощрять ребенка, говорить ему «спасибо» и «умница». Причём поощрять нужно не дожидаясь того, чтоб ребенок сделал всё как надо, поощрять надо тогда, когда ребенок двинулся в правильном направлении, сделал шаг в сторону того поведения, которого вы от него ждёте, а не тогда когда он прошел значительную часть пути. Он сделал что-то немного быстрее или смог в течении 3-5 минут заниматься одним делом не отвлекаясь – покажите, что вы заметили это и одобряете, поддержите, приободрите. Такие детки, как ваш, в воспитании больше нуждаются в позитивных стимулах, чем в критике. И последний момент, более индивидуальный, подходит не всем детям – условно обозначить время, положим в пол часа, которое даётся ребенку на то, чтоб сделать самому (с вашей словесной помощью). Если он не справился – в дело вступаете вы: «Зай, у тебя пять минут чтоб доесть суп. Через пять минут я заберу тарелку – обед закончен» Только тарелку обязательно забрать. «Ты уже очень долго одеваешься, если через минуту не будешь одет - я одену тебя сама». Но этот способ подходит не всем детям – если ребенку всё равно, что вы его одеваете или он даже рад этому, то вам такой вариант не подойдёт. Ваше «если ты не успеваешь я это сделаю за тебя» должно восприниматься ребенком как нежелательное следствие, которого он будет пытаться избежать, делая сам. Мария Сурыгина, психолог

Анна Зубкова, специалист