Вопрос специалисту

Не получается найти подход к сыну

Не получается найти подход к сыну

Здравствуйте. Моему сыну 9 лет, дочке 4 года, мы благополучно живем с мужем. Мы с мужем не можем найти подход к сыну, особенно плохо это получается у меня. Сын часто не хочет помогать по дому, забывает делать уроки, невнимательный в школе (часто прослушивает школьные объявления), постоянно злится, нервничает, если мы ему чего-то не разрешаем (например, поиграть на компьютере сверх отведенного времени, или погулять подольше, если уже темно на улице) или просим прибраться у себя на парте или в комнате, говорит, что мы ему надоели. Сын также часто обижает сестренку: то обзовет, то толкнет или стукнет, хотя если им приходится остаться дома одним или они гостят без нас у бабушек и дедушек, то он за ней присматривает и в общем-то не конфликтует. На все уговоры и разговоры об улучшении своего поведения сынок отвечает, что будет вести себя лучше, но часто все повторяется снова. Часто дело доходит до ругани и криков, особенно сильно срываюсь я. Мы с мужем пытаемся хвалить его, говорить, что он молодец, помощник, умный. Подскажите, как правильно с ним общаться, не хочется потерять с ним общение, ведь скоро он будет подростком и станет еще хуже.

Алёна

Уважаемая Алена! Пожалуй, первое, что необходимо сейчас сделать, это перестать проводить беседы о плохом поведении сына. Как минимум их необходимо заменить на разговоры о том, как нужно себя вести – «о хорошем поведении». Расскажите о том, как нужно было поступить в той или иной ситуации, а не добивайтесь фразы ребенка «Я так больше не буду!». А начинать разговор после произошедшего инцидента лучше так: «Вижу, что ты тоже расстроен, как и я, давай вместе попробуем «прожить» этот случай иначе…» Во-вторых, обратите внимание на распределение обязанностей детей в помощи по дому или самообслуживанию. При этом требования должны быть одинаковы, но с учетом половых особенностей детей. У сына формируем мужской тип, у дочери – женский! Кстати, система наказаний и поощрений, также должна быть одинаковой для обоих ребят. В третьих, сложности Вашего сына, вероятно, связаны также с трудностями его самоорганизации. Поэтому нужно помочь ребенку в организации – вместе с ним (но не вместо него!) составьте режим дня, который сможет внести четкость и ясность в необходимой последовательности нужных действий. Придумайте способ самостоятельной фиксации ребенком выполненного пункта (смайлик, магнит, рисунок и т.п.) Превратите выполнение режима в игру. Режим дня поможет и Вам в организации воспитательных воздействий. В любой момент Вы можете обратиться к распорядку и попросить сына придерживаться запланированного. Для уточнения причин невнимательности мальчика Вы также можете обратиться за очной консультацией к школьному психологу – для корректировки внимания существует ряд различных упражнений, которые Вы сможете выполнять самостоятельно. Например, предложите детям утром запомнить, как расположены предметы на кухне, а потом, в течение дня, переставьте что-нибудь местами. Вечером, за ужином, предложите рассмотреть – все ли на своих местах. В такую игру можно играть всей семьей или придумать похожие упражнения самостоятельно!

Анна Зубкова, специалист