Вопрос специалисту

Ребенок часто капризничает

Ребенок часто капризничает

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, если ребенок часто капризничает, когда что-то происходит не так, как он хочет, как себя надо вести? Это касается не принципиальных ситуаций. Например, он не первый нажал кнопку в лифте, устраивает "скандал" и просит снова ехать на 1 этаж, чтоб самому нажать кнопку. Объяснения не действуют. Плач продолжается, пока ребенок не отвлечется. Спасибо. Татьяна

Татьяна

Потакать капризам не стоит, это кривая дорожка, и пользы не будет ни для ребенка, ни для вас. Но и специально приучать к какой-то строгости тоже не нужно. Если вы знаете «слабые места», ту же любовь к нажиманию кнопки или к тому, кто первый заходит в дверь, – просто заранее в этих местах «подстелите соломку», чтоб не провоцировать сына на негативные эмоции. Т.е. если вы знаете что он непременно сам хочет включать воду для умывания – помните об этом и давайте ему такую возможность. Если всё-таки что-то пошло не так, как сын хотел, в зависимости от ситуации воспользуйтесь одним из следующих направлений:
- если уже ничего не переделать, просто посочувствуйте ему. Без уговоров или торгов, можно даже вообще без слов. Не надо уговаривать его не переживать, просто признайте его эмоции и побудьте рядом, пока он успокаивается.
- если то, что ему хотелось, делать было нельзя, вредно или просто очень неудобно для других, кратко объясните причину вашего отказа, будьте тверды и немногословны. Не надо пытаться уговорить его вас понять, принять ваши доводы, не расстраиваться. Просто донесите до него информацию, не ставя целью, чтобы он с ней согласился и изменил мнение.
- если ситуация позволяет пойти на уступку, разрешите ему переделать всё по-своему, но при условии, что он успокоится, и нормально скажет, что он хочет. Говорите при этом с ребенком доброжелательно и спокойно, опять-таки не торгуясь и не уговаривая.
Сейчас проблема вашего ребенка – отсутствие самоконтроля (это типичная проблема этого возраста, он её перерастет). Для того, чтоб помочь ему эту проблему решить, вы должны, во-первых, сами подавать пример контроля над своими эмоциями, во-вторых, задавать понятные и стабильные рамки, в-третьих, помогать ему по шажочку, понемножку учиться себя контролировать. Поэтому когда вы будете говорить ему «Ты можешь просто выключить воду и включить её сам. Просто успокойся и сделай так, как тебе нужно», не дожидайтесь, чтоб он сразу полностью взял себя в руки, сразу у него всё равно не получится. Когда вы увидите заметную попытку, какое-то пусть минимальное продвижение на пути контроля своих эмоций – сразу отметьте это, т.е. дайте ему желаемое. Если вы будете реагировать только на какие-то крупные шаги или вовсе на идеальное исполнение самоконтроля – результата вы не получите. Учится он будет постепенно и на всех маленьких шагах, вы должны ему показывать, что он на верном пути, что вот это поведение приводит его к цели. Тогда он это поведение будет развивать и усиливать.
Мария Сурыгина, психолог

Анна Зубкова, специалист