Вопрос специалисту

Как в воспитании обойтись без шантажа?

Как в воспитании обойтись без шантажа?

Здравствуйте. Подскажите, как в процессе воспитания обойтись без шантажа? Дочери 4 года, иногда слушается, иногда нет. Закатывает истерики. Приходиться ее шантажировать разными вещами, такими как "не куплю что-то", "не пойдем куда-то"... По-другому не получается договориться. Недавно она нашла свою старую соску (я откладываю всякие ее вещи, чтобы показать ей когда вырастет) и теперь с ней спит. И уговаривали, и выбрасывали, все равно истерики. И еще она время от времени сама себе волосы стрижет. Заранее спасибо за ответ. Наталья

Наталья

Наталья, боюсь вам не понравится, то что я скажу, но помощь психолога зачастую как раз и заключается в том, чтобы услышать прямой ответ. Когда вы говорите «приходится шантажировать», вы лукавите, в первую очередь с собой. Вас никто не заставляет шантажировать дочку, это ваш свободный выбор. А то, что вы не знаете, из чего ещё, кроме шантажа можно выбрать – это родительская леность. Имея какой-то один способ воздействия на ребенка, родители очень часто на нём и останавливаются, не пытаясь подумать, как разнообразить репертуар.
Чтобы не шантажировать ребенка, надо просто перестать его шантажировать. Так, как будто этого способа нет в принципе, не существует. И тогда вам придётся придумывать другие способы. И вы их непременно придумаете, чтобы вы остались совершенно без вариантов общения с ребенком в конфликтной ситуации – такого не будет. Просто пока вы пользуетесь шантажом, вам не надо думать.
Направление для поисков альтернативных решений я могу вам показать.
Во-первых, вопреки модному нынче мнению, не всегда имеет смысл именно договариваться. Многие вещи достаточно просто сделать, без договоров, объяснения причин, добровольного и радостного согласия ребенка. Во-вторых, если проблема методов воздействия на ребенка стоит остро, то скорее всего у вас слишком много запретов\требований\ограничений. Их всегда можно урезать на треть. А то и наполовину – прежде, чем что-то запретить дочке или потребовать от неё, каждый раз думайте «Почему я хочу это запретить?» и «Действительно ли это стоит запрещать?». Это два разных вопроса и хорошо бы на каждый из них себе ответить, прежде чем идти к ребенку со своим решением. Ваши решения должны быть справедливыми и основанными на истинных, а не мнимых или маскирующих причинах.
Что касается самих методов, то они должны быть основаны на том, что вы можете сделать здесь и сейчас, а не когда-нибудь потом. И, в идеале, непосредственно связаны с объектом спора, например, соска и поход в кино не связаны никак. Идя к ребенку с каким-то запретом или предметом спора, заранее продумывайте тактику, не ставьте себя в положение, в котором вам ничего другого не останется кроме как «закручивать гайки». Если вы не видите, как бы вы могли «надавить» на ребенка нормальными, справедливыми и связанными с предметом спора действиями – даже и не вставайте на этот путь, путь давления.
Вы сказали «по-другому не получается договориться» - но вы же и не пытаетесь договариваться, вы пытаетесь продавить своё решение. Это не договор. Договор возможен только тогда, когда обе стороны готовы понять, в идеале именно не уступить, а понять и принять мнение друг друга. И во многих случаях с ребенком действительно можно договариваться, а не только продавливать свои решения.
Мария Сурыгина, психолог

Анна Зубкова, специалист