Вопрос специалисту

Как бороться с детским стрессом, связанным с превыканием к школе

Как бороться с детским стрессом, связанным с превыканием к школе

Добрый день!
Мой сын в этом году пошел в 1 класс. В школе ему нравится. Занимается он старательно. Уроки дома делает без капризов. Недавно школьный психолог тестировала детей, давала задания раскрасить домики, обозначить цветами понятия "счастье", "грусть", "злость" и т.д. Сегодня психолог сказала, что ребенок слишком сильно нажимает на карандаши и торопится, и вероятно, что я его заставляю делать уроки, а ребенок устает. Даже не знаю как теперь себя вести? Мне кажется, что все нормально... У меня есть старшая дочь, ей скоро будет 11 лет, она отличница, уроки тоже делает сама. Я с 1 класса ее приучила заниматься самостоятельно, т.е. я немного сначала помогала, например прочитать задание, обсудить его, а потом просто отходила в другую комнату. Выполнив задание, дочка мне его показывала. За хорошее окончание 1 класса я купила дочери мобильный телефон. И потом, за каждую хорошо законченную четверть, мы с мужем премируем ее подарком, а начиная с 10 лет стали выдавать ей небольшие денежные суммы. С сыном я веду себя так же. Я говорю, что с 15 до 17 уроки надо сделать, а все остальное время можно заниматься личными делами. Я наверное строгая мама, иногда ругаю своих детей, приучаю к порядку и самостоятельности, но и конечно что-то запрещаю? Но я также стараюсь, чтобы дети ложились спать в хорошем настроении, даже если мы повздорили, я объясняю им причины моего недовольства некоторыми их поступками, обязательно говорю, что я их люблю, и если я бываю не права, то всегда прошу у них прощения.
В чем я не права? Как исправить ситуацию с сыном? И вот еще вопрос - он стал часто ходить писать, но это началось еще до школы. У уролога наблюдались - все нормально. Может это все взаимосвязано?

Марина

Здравствуйте!
Во-первых, желательно подойти на очную консультацию к школьному психологу, чтобы получить конкретные рекомендации о стратегии помощи и поддержке ребенку. Сама по себе диагностика не является решением какой-либо сложности: она необходима для того, чтобы специалист мог определить актуальное состояние имеющейся трудности и наметить пути решения. Излишний нажим на карандаш может в равной степени свидетельствовать о наличии у ребенка внутреннего напряжения связанного как со стремлением быть лучшим, так и с внешним выражением эмоциональных состояний (тревоги, агрессии, и т.п.). Кстати, частые походы в туалет также являются выражением повышенной тревожности ребенка.
Во-вторых, для того, чтобы помочь ребенку снизить стрессовые факторы, возникающие в результате его привыкания к школе, используют прием «режима дня». Совместно с первоклассником составьте распорядок дня, который поможет сыну распределять время занятий, отдыха, игр и других дел. Важно, чтобы ребенок принимал в составлении такого графика самое непосредственное участие! Задача взрослого при этом – помочь ребенку эффективно распределить перечень различных занятий. Начать лучше с тех дел, которые связаны с четким временем их исполнения (например, занятия в школе). И, наконец, если Вы чувствуете, что затрудняетесь в оценке собственной роли мамы, то также можете обратиться за очной консультацией к психологу, работающему по проблеме детско-родительских отношений.
Еще более эффективными также являются занятия в группах психологического здоровья, которые обычно проводятся совместно для детей и родителей. В процессе выполнения разнообразных упражнений и игр под руководством специального тренера происходит необходимая коррекция детско-родительских взаимоотношений.

Анна Зубкова, специалист