Вопрос специалисту

Сложный характер дочери

Сложный характер дочери

Здравствуйте! 
В нашей семье дочь является очень долгожданным ребенком и долгожданной внучкой. Но я чувствовала, как она, находясь еще в животе, умела гнуть свою линию. Т.е. она не успокаивалась и активно толкалась до тех пор, пока я не занимала удобную для нее позу, которая была чаще одой и той-же, и порядком мне надоедала. После рождения она сразу-же высунула ручки из тугих пеленок и начала их сосать. И вообще, очень плохо спала и возилась до тех пор, пока на нее не одели свободный комбинезончик. Все время до того, как она научилась ходить мне приходилось держать спиной к себе. Ее устраивала лишь эта поза, поскольку она могла видеть все происходящее. Ребенок был и есть о-о-очень характерный! Сейчас нам 3,6 лет. И я не помню случая, что-бы она когда-нибудь сдалась. Мне кажется пробовала я все: уговоры и наказания, убеждения и даже шантаж и шлепки. Пробовала просто объяснять, рассказывать все сказочками. Она ни разу не отступила от цели. Выслушав сказочку, и согласившись с ее моралью, быстро переключалась на свою ситуацию и продолжала гнуть свою линию. Ну если и уступит, то на какую-то часть, но при этом все-равно вставляет свое условие: "ладно, я одену курточку, но только без шапки, просто-с капюшоном". Собираемся гулять-и если я одела ее и сразу-же не выскочила из квартиры-истерика со сбрасыванием с себя одежды. Едим-она предупредила, что наелась. Если сразу-же не отставить тарелку с остатками супа, тарелка тут-же летит на пол. Попила воду, остатки-на пол. Надеялась, что ситуация улучшится, когда пойдем в детский сад. Но, практически ничего не изменилось. При этом ребенок часто делает так: играет, а потом подбегает ко мне и кусает до синяков. Начинаешь отталкивать-старается укусить за то место, куда дотягивается. (За ладонь, например, или падает и кусает за стопу). В садике ведет себя вполне прилично. Проблема-не хочет туда ходить и с боем ложиться спать в обед. Часто бывает так-я не даю ей какую-то вещь-например телефон. Убираю его на полочку повыше-она несет детский стул и достает его. Кладу еще выше, - она несет стул повыше, кладу на холодильник-она взбирается на кухонный гарнитур и дотягивается до холодильника... Убираю еще дальше-ребенок судорожно ищет глазами - что-бы придумать еще, но поняв, что все возможности исчерпаны-начинает визжать или рычать так, что соседи по квартире начинают стучать по трубам... Ребенок очень развит (как мне кажется) - свободно разговаривает, умеет считать и читать короткие слова. Считает до 10 по-английски и по-татарски (Мы живем в татарстане, но сами татарский (как и английский) не знаем. Знает наизусть всего К.Чуковского, здраво рассуждает, делает выводы. Все запоминает в форме ненавязчивых игр с бабушкой (бабушка-педагог). Физически активна. За три занятия по плаванию научилась плавать. Это не может не радовать. НО! Иногда мне кажется, что скоро я сойду с ума от такого напора. Пробовала занимать ее еще активней (что-бы уставала больше), но вижу, что ребенок переутомляется, да и я такого темпа не выдерживаю. Ведь есть еще и домашние дела и работа. Думала-может ей не хватает моего внимания. Но за длительные Новогодние праздники она стала вообще неуправляемой. 2 сильнейшие истерики в день-норма. Я уже боюсь за ее психику. Папа, поняв, практически с рождения ребенка, что у нас далеко-не ангел -вообще самоустранился. Их общение происходит лишь когда ребенок в добром расположении духа... А я частенько пью успокоительные... Нет другого выхода. Может нам всем уже нужна помощь психолога?

КСЕНИЯ

Добрый день! 
Во многом сложность, о которой Вы говорите, связана с тем, что между Вами и дочкой происходит незримая борьба характеров. Почему-то все, что делает ребенок, воспринимается Вами как ее стремление доказать свое лидерство. Вы же, напротив, желаете, чтобы ребенок стал более пассивным и ведомым. Попробуйте взглянуть на ситуацию с другой стороны. Во-первых, признайте, что Ваша собственная дочь – это совершенно другой человек, со своими желаниями, особенностями и потребностями. Это значит, что она не является Вашим продолжением и не обязана вести себя так, как Вы от нее ждете. В самом деле, что страшного может случиться, если ребенок оденет не шапку и кофту, а куртку с капюшоном? Во-вторых, Вам кажется, что все действия ребенка носят одну единственную цель: обидеть Вас. Однако это абсолютно неверно! Девочка выражает свою индивидуальность, которую следует просто принять. Пересмотрите требования к ребенку, которые существуют у Вас в семье. Убедитесь в том, что эти требования исполняются всеми взрослыми, которые принимают участие в воспитании ребенка. Определите меры наказаний и поощрений (за что и каким образом). Физическое воздействие, окрики и угрозы лучше исключить. Идите на уступки там, где это возможно. Но твердо и уверенно отстаивайте свою позицию по принципиальным вопросам воспитания. По возможности, обратитесь на очную консультацию к семейному психологу по вопросу детско-родительских отношений. Обращаю Ваше внимание, что дополнительно можно воспользоваться помощью детского психолога. Предметом этих встреч будет способ преодоления детской агрессивности.

Анна Зубкова, специалист