Вопрос специалисту

Как достучаться до сына?

Как достучаться до сына?

Здравствуйте! Подскажите, как быть. Моему сыну почти 6 лет. Интересует момент - как достучаться до него. Приходится повторять по несколько раз, чтобы он что-то сделал, что я ему сказала: "Пошли умываться", "Иди переоденься". С первого раза никогда не получается, пока либо за руку не возьмешь и не отведешь, либо ремнем не пригрозишь. Хотя ремнем не порем. Вообще силу не применяем. Но повторять по несколько раз - это уже закономерность, которая порядком надоела. Ребенок делает так, как хочется ему. Объяснения не действуют, он все равно выскажет свою точку зрения и сделает так, как надо ему. Как быть? Светлана

Светлана

Светлана, к сожалению, вы в своем вопросе не дали достаточно подробностей вашей ситуации, да это и невозможно в данном формате, поэтому я буду говорить об общих вещих, возможно, что-то из этого вы уже делаете, а может, и нет.
Подумайте, не слишком ли много вы командуете («Пошли умываться», «Иди переоденься») и не слишком ли мало просите? Отношения с ребенком без насилия можно строить только на его желании сотрудничать с вами. И чем старше ребенок, тем это актуальнее, если малышом можно просто директивно руководить, то со школьником такие методы уже не проходят. Вам нужно научиться сотрудничать с ребенком. Начните с того, чтобы просить его что-то сделать: «Сделай, пожалуйста» или предлагать «Не мог бы ты сделать?».
Внимательно последите за собой относительно своевременности и справедливости ваших просьб. А также очень важно избавиться от риторических вопросов, которыми очень многие родители заменяют просьбы или упреки. Если надо что-то попросить – просите в прямой, а не риторической форме, если считаете нужным упрекнуть – делайте это прямо.
Отдельного вопроса заслуживают поощрения – ребенок должен получать достаточно признания от родителей. Многие родители из лучших побуждений в ответ на какие-то действия ребенка хвалят «Здорово, спасибо, ты молодец, но …» — и дальше следует совет, инструкция, поправка, что именно ребенок сделал не так и как надо было делать. Вроде бы начал родитель с похвалы и признания, только вот это «НО» перечеркивает все предыдущие слова. И получается, что ребенок, который что-то сделал, в ответ получает только критику. Это отбивает желание сотрудничать в будущем. Признавать, хвалить и говорить спасибо нужно безо всяких «но» и других условий. Все советы, рекомендации должны идти до того, как ребенок что-то сделает или через некоторое время после того, как его поблагодарили. Не менее важный момент, что похвалы не должно быть ни много, ни мало. Поощрять следует любое действие, которое ребенок делает в сторону желаемого вами поведения. И поощрять сразу. Но если это только шаг – не надо захваливать. Достаточно просто выразить одобрение, может, даже просто кивком или улыбкой. Если хвалить и подбадривать на промежуточных этапах, ребенок остановится. Не должно быть незаслуженной, неискренней похвалы или похвалы в педагогических целях. Вы все должны делать искренне.
Мария Сурыгина, психолог

Анна Зубкова, специалист