Вопрос специалисту

Не могу найти подход к обучению сына

Не могу найти подход к обучению сына

Я не знаю, что делать со своим ребенком...Мальчик, ему скоро 5 лет. Он хорошо развит физически, но вот умственно - это просто катастрофа! Я совершенно не могу найти к нему подход и не могу его ничему научить. Ему просто все равно. Когда начинаешь с ним заниматься он даже не слышит что ему говорят, как будто в голове ветер. Пытаюсь с ним в игровой форме, чтобы не напрягать, но ему и это не нужно, он либо начинает баловаться, либо встает и уходит дальше играться. По-строгому тоже не получается, т.к у него становится каменное лицо, наворачиваются слезы и он 2 слова связать не может. Он начал поздно говорить и делает это очень плохо, как будто просто не запоминает как правильно. Доходит даже до того, что я ему читаю короткую сказку, а потом прошу рассказать о чем она была, чтобы он учился связывать слова и доносить свои мысли, а он смотрит и говорит "не знаю" и ВСЁ! У меня уже просто опускаются руки, ему совершенно ничего не интересно, кроме мультиков и конфет. Я даже его из сада забираю и его первый вопрос "можно когда домой придем я буду есть конфеты" Хотя я его совсем не балую, т.е у нас ограниченное кол-во конфет в день. А когда с ним начинаешь разговаривать, он только сидит и ждет когда его отпустят смотреть мультики. И еще он постоянно врет. Хотя я ему тысячу раз объясняла, что за правду мы не ругаемся, а только тогда когда он начинает уворачиваться и врать. Как пример: он недавно отравился, прям на НГ, а дома соответсвенно куча конфет и ему их нельзя, я с ним как со взрослым разговаривала и объясняла почему нельзя и говорила, что я ему доверяю, что он втихушку брать конфеты не станет. Итог: нашла под кроватью миллион фантиков, спрашиваю когда он их ел, он ответил - пока я спала!!! И даже его просишь посчитать до 10, он говорит " я не знаю" хотя знает, но специально тупит когда начинает считать! Подскажите пожалуйста, что делать?

Валерия

Здравствуйте, Валерия.

В Вашем письме я увидела несколько непростых вопросов, касающихся поведения Вашего сына. И в такой ситуации Вашу растерянность можно понять. Вопрос в том, чему и с какой целью Вы хотите его научить сейчас. Возможно, Вы уже переживаете о том, как мальчик будет учиться к школе. Наверняка хотите начать готовиться к обучению заранее, поэтому и предпринимаете попытки научить его чему-либо. Однако необходимо принимать во внимание, что, если физиологически мозг ребенка еще не готов к обучению, бессмысленно тратить силы и нервы на подготовку к школе. Это может привести только к тому, что он разочаруется в самом обучении и перестанет доверять Вам.

У всех детей разная нервная система, разными темпами идет развитие, и это нормально. Также физиологические особенности нервной системы (темперамент) могут мешать Вашему сыну проявлять усидчивость. Конечно, лучше проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить возможность задержки развития. Но если он здоров и развивается в соответствии с нормами, то, скорее всего, все дело в отсутствии мотивации к обучению.

Как Вы сами сказали, мальчику не интересно учиться. И для его возраста это естественно. Поэтому Вашей задачей является именно создание этого интереса, формирование позитивных ассоциаций с обучением, с узнаванием чего-то нового. Если Вы будете насильно заставлять учиться, то это может закрепить у Вашего сына негативные ассоциации со всем процессом обучения в целом, а это в дальнейшем приведет к еще большим трудностям в школе. Вы можете продолжать использовать развивающие игры, но старайтесь использовать их в процессе общения с сыном, когда у него подходящее настроение. Можно встраивать новые знания в повседневную жизнь. Например, приводить примеры ситуаций, в которых важно прочитать какую-то надпись, рассказывать о чем-то, что Вы видите, гуляя по улице и т.д. Тогда ему будет понятно, зачем изучать тот или иной предмет.

Что касается лжи, то важно понять истинную причину и разбираться с ней. Важно понимать, что в таком возрасте мальчик пока не может противостоять собственным желаниям, так как волевые качества характера развиваются намного позже. В описанной Вами ситуации с конфетами, пожалуй, это Ваша ответственность, чтобы конфет в доме не было. Получается, Ваш сын в безвыходной ситуации: он видит конфеты, хочет их съесть и не может противостоять этому желанию, при этом знает, что нельзя. Поскольку Ваша негативная оценка для него также является эмоциональным наказанием, он ее боится. Выход здесь один – соврать, хотя бы на время отсрочить Вашу реакцию.

В связи с этим, прежде всего, стоит обращать внимание на всю ситуацию, в которой оказывается Ваш сын, вставать на его место и анализировать, что явилось причиной его поведения. В целом, принимайте своего ребенка таким, какой он есть, чаще замечайте позитивное поведение, хвалите даже за малейшие достижения и выражайте свою любовь. Только так можно сохранить доверительные отношения между вами, которые станут опорой для будущего успеха Вашего сына.

Если Вам необходима дополнительная помощь специалиста, лучше всего обратиться на очную консультацию к психологу. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог