Вопрос специалисту

Странное поведение сына

Странное поведение сына

Здравствуйте! Сегодня ночью увидела, что сын сходил в туалет на кухне, в раковину. Сын у нас не простой, не хочет учиться, вспыльчивый, часто доводит младшего братишку до слез, обзывая его или отбирая игрушки. Но это я еще как-то могу объяснить - лень, ревность, переходный возраст... Но сегодняшний его поступок, просто нет слов. Что Вы думаете? Как быть? Пожалуйста, дайте совет.

Лейсан

Здравствуйте, Лейсан.

Вы правы, поведение Вашего сына полностью отражает переходный возраст – взросление ребенка.

Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков 11-13 лет. Ребенок тянется ко взрослой жизни, многое он делает сам, но еще полностью зависим от родителей: родители кормят, поят, одевают, дают деньги на карманные расходы, могут наградить – на свое усмотрение или наоборот – наказать. И здесь у подрастающего человека возникает внутренний конфликт. Ребенок пытается отсоединиться от родителей, быть полностью самостоятельным, но в то же время понимает, что сделать так, как он хочет, не получается, так как он еще зависим от взрослых, как материально, так и зачастую в выборе своих желаний. Многие взрослые не хотят, по своим причинам, посмотреть на своего ребенка, как на уже взрослого человека, и продолжают навязывать ему свои желания и взгляды, не прислушиваясь к его мнению.

Ребенок копирует роли своих родителей, пробует применять их в жизни и тем самым социализируется.

Внешний вид подростка часто приводит к конфликтам в семье. Родителей не устраивает внешний вид, мода, цены на вещи. Между тем, внешний вид играет очень большую роль в жизни ребенка, он стремится ничем не отличаться от сверстников. Отсутствие у него какой-либо вещи подросток может рассматривать как трагедию, потому что от ее наличия зависит принятие его группой, а соответственно уровень самооценки.

У подростка появляется своя позиция, он стремится к самостоятельности и к полному отделению. Помощь и контроль полностью отвергаются, появляются свои вкусы, взгляды, оценки, линии поведения. Часто взрослые не успевают перестроиться, принять тот факт, что ребенок взрослеет, и продолжают относиться к подростку как к маленькому, навязывают свои взгляды, применяют давление, что приводит к серьезным конфликтам, непониманию, в итоге каждая сторона отстаивает свои позиции.

Если давление родителей в таких ситуациях очень сильное, ребенок замыкается, перестает делиться своими проблемами, у него растет недоверие и агрессия, которая в итоге может проявляться на сверстниках, попытках отыграться на младших братьях и сестрах, не совсем в адекватных поступках, как в случае с раковиной.

В это период подросток вливается в группу, ему очень важно мнение ее членов. Принадлежность к группе дает дополнительную уверенность в себе, которая в свою очередь влияет на поведение подрастающего человека. Группа может обладать большим авторитетом, т.к. подросток опирается на мнение группы и в большинстве случаев ценит ее авторитет больше, чем авторитет родителей.

В это время ребенку необходим друг, который удовлетворял бы его потребность в самопонимании. Задача родителей – быть очень внимательными к жизни и чувствам взрослеющего человека. Стараться проявлять внимание, заинтересованность в жизни ребенка, прислушиваться к его желаниям и мнениям. При общении спокойно, без агрессии и давления высказывать свое мнение, взгляды на проблему, больше рассказывать о себе, о том, как вы поступали в различных жизненных ситуациях, какие ошибки совершали, как справлялись с этими ошибками. Но без назидания, оставляя место для выбора, чтобы ребенок мог сам, опираясь на свое мнение и опыт найти свое решение. Дайте ему право на ошибку, ибо никто не совершенен, а в некоторых случаях ошибка –лучший урок жизни.

Если родители нагружают свое чадо большим разнообразием обучающих программ: английский язык, пение, танцы, спорт, интеллектуальные занятия – ребенок лишается общения со сверстниками. Возникает протест, проявляется агрессия, ребенок начинает формально учится по всем предметам, у него формируется тревожность.

Теперь, что касается поступка вашего ребенка – походить в туалет в раковину на кухне. Если нет на то объективных причин: не был занят туалет, а очень хотелось, поговорите с ним, спросите своего мальчика, что им двигало? Как часто вы разговариваете со своим ребенком, какие чувства проявляете к нему?

Если этот поступок был совершен нарочно, значит, есть что-то не выговоренное, не проявленное. Такое поведение говорит об скрытой агрессии, и этим действием ребенок пытался вам что-то, донести, показать. Кухня является территорией матери, мать на кухне устанавливает свои порядки и законы. Справление нужды в раковину на кухне говорит о том, что действия ребенка содержат агрессивное послание именно к Вам. Он нарушил Ваши границы и установил свои законы, можно сказать пометил « территорию. Это может говорить о конкуренции или о подсознательном акте «войны».

Мне сложно судить о Ваших отношениях с сыном в данной ситуации, так как я не знаю всей картины происходящего и отношений в семье. В данном случае я бы рекомендовала Вам обратиться к специалисту, чтобы подробно разобрать эту ситуацию и найти лучшее решение для Вас и для Вашего ребенка.

Здесь же могу только порекомендовать:

  • Не ругайте чрезмерно своего ребенка, не отвергайте его, прислушивайтесь к нему;
  • Любому ребенку необходима родительская любовь и принятие. Он должен знать, что его любят бескорыстно и безусловно, а такое могут дать только Вы – родители. Тогда он чувствует себя уверенно и спокойно, готов легко справляться с жизненными трудностями и без боязни проявлять себя;
  • Доверяйте своему ребенку, не говорите с ним с позиции взрослого. Криком и назиданием ничего не добьетесь. Будьте ему другом. Другом, с которым он сможет поделиться мыслями и проблемами, которые его волнуют.

Анна Зубкова, специалист