Вопрос специалисту

Проблемы с учебой

Проблемы с учебой

Здравствуйте, Евгения Михайловна! Моему сыну 11 лет, учится в 5 классе, неплохо, способности есть, но вот лень... Даже не знаю, что с ней делать. Домашнее задание не записывает, потому что неохота, ручку кладет в карман, потому что не хочется доставать пенал, может начеркать на руке, потому что не хочется доставать черновик и так далее. Помогите советом, как разъяснить ему о необходимости соблюдения элементарных правил порядка. Если начинаем ему все это говорить, начинает ныть и говорить, что никто его не любит, всю жизнь его заставляют делать что-то. Кстати, о капризах, с самого раннего детства плакал по любому поводу, имеется в виду, если его начинали в чем-то ограничивать, например, заводили домой с улицы - плакал, вопил, приводили утром в детсад - тоже плакал, не разрешали лезть к телевизору - плакал и т.д. Думали с возрастом пройдет, перестанет плакать и добиваться нытьем своего, но почему-то уже 12ый год, но мы до сих пор "закатываем истерики". Заранее спасибо за внимание! Елена

Елена

Елена, когда речь идет о соблюдении правил порядка, как вы сами их назвали, в первую очередь стоит задаться вопросом о степени их необходимости. Ребенок не кладет ручку в пенал, марает руки? Но ведь руки можно вымыть, это не смертельно, а ручка может полежать и в кармане. Конечно, приятнее смотреть на опрятного ребенка, у которого все на местах, но по каким-то причинам вашему сыну так комфортнее, удобнее. Таким образом, из трех действий, которые вы назвали, лишь записывание домашних заданий, действительно, необходимо, потому что иначе ребенок не будет знать, что задано. Но раз вы говорите, что учится он неплохо, то и с этой проблемой он как-то справляется. К чему я клоню? Конечно, мы должны воспитывать детей, прививать им аккуратность, соблюдение правил и так далее. Но этих ограничений не должно быть слишком много, особенно если ребенок так в штыки их воспринимает. Ограничьтесь теми, которые особенно необходимы, важность которых вы сможете доказать и объяснить ("Вот видишь, ты записал домашнее задание, и не пришлось обзванивать одноклассников, чтобы узнать, да и не сделал лишнее, как в прошлый раз, потому что не так услышал"). Люди разные, дети разные. Кому-то правила порядка адекватны, им самим приятно, когда все упорядоченно, а кого-то они напрягают, вселяют лишнюю тревогу, давайте будем делать на это скидку. Жалобы вашего сына на то, что его не любят, как раз основаны на том, что он не чувствует, что вы уважаете его индивидуальность. Пробуйте искать компромиссы, золотую середину, следите за тоном таким разговором - нотации и поучения будут вызывать все больше протестов с приближением подросткового возраста, просьбы ("Ты не мог бы сегодня прибраться в своей комнате?") и ваш взгляд со стороны ("Когда я смотрю на твои исписанные руки, мне не очень приятно, наверное, твоим одноклассникам тоже") будут восприниматься более адекватно.

Евгения Лепешова, психолог

Анна Зубкова, специалист