Вопрос специалисту

Как уберечь ребенка от будущих опасностей?

Как уберечь ребенка от будущих опасностей?

Здравствуйте. У меня вопрос не по возрасту ребенка. У меня сын. Посоветуйте, с чего и когда надо начинать разговоры, может чем-то увлекать. Не хочу, чтоб попал в плохую компанию, под влияние кого-то. Дело в том, что он очень общительный. Он может даже в транспорте с любым человеком заговорить или специально хохотать, ему нравится реакция, ну что на него внимания обращают. Скоро он пойдет в школу, будет гулять без меня на улице, вот это меня и смущает, как уберечь от этого? Спасибо. Аля

Аля

Удерживает ребенка от фатальных ошибок в подростковом возрасте, в первую очередь, самоуважение. Не максимализм и типичная подростковая самовлюблённость, а именно чувство уважения к самому себе, чувство собственного достоинства. Эти чувства вполне способны полноценно развиться к началу переходного возраста. Следующее по значимости – умение себя развлечь, т.е. умение видеть интересное, находить интересное вокруг себя, разносторонняя развитость и любопытство к жизни, умение видеть мир как увлекательный, интересный, приносящий радость объект, потенциал и возможности которого огромны. И последними в списке идут моральные ценности и принципы, это тоже важная часть, но намного менее важная, чем первые два момента. В «дурные компании» или серьёзные опасные дела (наркотики, преступления, серьезное хулиганство) дети попадают, если не знают, чем себя занять и как развлечь и\или не уважают себя достаточно сильно, чтоб это мешало им идти на поводу у большинства, «подкидываться на слабо», сопротивляться манипуляциям. Ребенок, который знает как себя развлечь, не приживётся в подворотне с пивком – ему там будет очень и очень скучно. А тот, который не знает, что мир интересное место, поплывёт по течению и выберет самый примитивный способ получить удовольствие – засчёт удовлетворения простых физиологических потребностей и природных инстинктов.
Начинать развивать ребенка с тем, чтобы у него в своё время созрело чувство собственного достоинства и уважения к себе, чтобы он был любопытен к миру и умел видеть в нём интересное, чтобы у него формировались внутренние принципы, понятия о морали и этике, нужно с самого раннего детства. И никакими разговорами этого не достичь. Увлечь чем-то ребенка тоже невозможно. Это не вопрос воспитания, т.е. каких-то специальных мероприятий, направленных непосредственно на ребенка. Это тот аспект формирования личности, который создается у ребенка, в ребенке путем импринтинга – восприятия и «впитывания» образца поведения и мышления родителей. Если родитель сам не является увлеченным, умеющим видеть интересное вокруг, не обладает самоуважением и не проявляет его к другим, не имеет чётких принципов и реальных, а не внешних, наносных морально-этических норм, то никакими воспитательными мерами, разговорами он не сможет этого воспитать в ребенке. А дальше как повезёт – или ребенок это воспитает сам в себе, или найдёт другой, подходящий образец для того, чтоб перенять с него эти качества и отношение к себя и жизни, или нет. Если нет – родителям или придётся полагаться на свои возможности контролировать ребенка, или на то, что он будет по природе своей не слишком трудным подростком. Если же родитель является тем самым человеком, от которого ребенок может воспринять все те качества, то вероятность совершения им фатальных ошибок, тех, которые изменят, испортят его будущую жизнь, очень мала.
Мария Сурыгина, психолог

Анна Зубкова, специалист