Вопрос специалисту

Вопрос-ответ

Вопрос-ответ

Здравствуйте! Дочке 2 года 4 месяца. С октября пошли в ясли и начались проблемы. Стала обидчивой, капризной, может толкнуть другого ребенка, ударить палкой или рукой(без видимой агрессии, т.е. как бы даже не злясь), если что не по ее, отодвинуть, не обойти, а именно отодвинуть человека, который стоит на ее пути (девочка сильная). Даже тех детей, с кем раньше дружила и делилась игрушками, начала обижать. Замахивается на взрослых, может даже ударить, но не сильно, опять же будто без злобы, вроде как реакцию проверяет. Слово «брысь» (я в песочнице кошек гоняла, винюсь) употребляет по отношению к «своим» (вроде как из озорства) и к «чужим», кто не понравился. Последний метод борьбы: читаем сказку «Про грубое слово «уходи» Софьи Прокофьевой, только «уходи» на «брысь» заменяю. Чуть лучше стало… Проблемы списывала на адаптационный период: в садик ходим еще без дневного сна. Девочка хорошо говорит, стихи рассказывает. Мы с ней рисуем, лепим. Она и танцевать любит, и петь. Но садик показал: она требует к себе безраздельного внимания, к себе, и только к себе. Внимание получает – звезда, покажет все лучшее, что умеет. Чуть что не по ее – проявляет агрессию. Сама почти не играет. Дома я обязательная участница игр. В саду есть подруга, которая очень тяжело адаптируется, и если присутствует в группе, то моя дочь присоединяется к плачу; это моя девочка тоже умеет делать лучше и громче всех… В редкие часы, когда подруга не ревет, играют в куклы вдвоем: кормят, спать укладывают… А я все говорю, говорю и говорю и сказки про нее саму рассказываю. Только воз и ныне там. С мужем требования к ребенку единые… Может, и очная консультация нужна, потому как могла упустить нюансы, видимые только специалисту… Избаловала я девочку, по-видимому… Ребенок единственный, поздний, удочеренный в 2 месяца от роду. Что делать, чтобы не усугубить ситуацию и помочь ребенку наладить нормальные отношения с детьми и взрослыми?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Вы абсолютно верно обозначили некоторые особенности адаптационного периода Вашей девочки к детскому саду, однако, не только это в данный момент доставляет Вам хлопоты. Ваш ребенок развит и достаточно раскрепощен и всё это при достойном воспитательном подходе со стороны родителей. Но Вы должны понимать, что развитие, как правило, носит в таких случаях равномерный характер и если девочка не по годам хорошо разговаривает, рисует и т.д., значит, и в остальном она будет идти на несколько шагов вперед. И таким образом я подвожу Вас к тому самому знаменитому периоду кризиса трёх лет. Потребность в самостоятельности возрастает, формы поведения ещё не совсем хорошо усвоены. Подумайте сами, разве это так уж плохо, когда ребенок хочет заявлять о своём умении делать что-то лучше, чем все остальные, но Ваша задача и стремления педагогов детского сада заключается в том, как правильно это нужно делать. Возможно, подобные демонстративные моменты лучше воплотить в утренниках или при индивидуальной нагрузке, у каждого ребенка свой резерв сил, пусть выучит чуть больше чем все остальные и т.д. Так же много отшлифовывается в коллективе сверстников: появляется взаимовыручка, ребенок пытается завоевать авторитет среди остальных детей и методом проб и ошибок ищет пути приемлемого общения. Сегодня кого-то ударила или оттолкнула, а завтра, сделав вывод по непринятию в игру, остановилась и подумала нужно ли так делать. Описанная Вами канва воспитательного процесса хороша, есть в ней и живой интерес к ребенку, и единство требования со стороны обоих родителей и место детской литературе нашлось (а ведь многие родители недооценивают её значимости в воспитании). Об избалованности задумываться пока не стоит, но выделить границы Вашего личного пространства нужно: например, оговорите с девочкой такой нюанс, Вам нравится с ней играть, но сейчас Вам необходимо позаниматься своими делами (почитать книгу, приготовить обед и пр.) Пусть она постигает самостоятельность таким путем, дайте понять дочке, что играть постоянно с ней у Вас нет возможности. Если Вы будете продолжать идти в том же направлении, результаты своего воспитания увидите уже очень скоро. Объясняя элементарные вещи своему ребенку, Вы даже представить не можете, какую глубокую работу проделываете. Разговаривая вечером в теплом семейном кругу о прошедшем дне и его событиях, родители передают своим детям ценный дар в виде навыка общения и умения справляться с любыми трудностями.

Анна Зубкова, специалист