Вопрос специалисту

Вопрос-ответ

Вопрос-ответ

«Раздражающий» ребёнок Здравствуйте! Начну с того, что была небольшая родовая травма (асфиксия). Последствия: беспокойный грудничковый период, в садике начались нервные тики, которые купировались лекарствами, электрофорезом. К первому классу эту проблему переросли. Сейчас дочери 9,5 лет. Учится в 3-м классе. Очень несобранна, демонстративное поведение, но проблема больше не в ней, а во мне. Опишу наш день: утро- встаёт, я сижу в кресле и контролирую каждый шаг: вставай, одень колготки, теперь иди умываться, а теперь сядь, я заплету волосы и т.д… Если не контролировать ничего не будет делать, может сидеть укрывшись одеялом, и неважно, что время идёт.. (пробовали писать план, она про план благополучно забывает). Далее, уходит в школу, а я начинаю скучать и рисовать картинки, как я её встречу, и не буду ругаться совсем.. Приходит: потеряла сменку (телефон, тетрадь и т.д), пытаюсь не ругаться.. проходит: разбрасывает все вещи вещи, прямо на полу или сваливает кучей на кровать, мои многократные спокойные просьбы убрать вещи игнорируются, начинаю закипать и далее только после крика или даже истерики с моей стороны вещи убираются. С уроками такая же проблема, нужен постоянный контроль. В комнате бардак, ест конфету, фантик может выбросить прямо на пол. Пробовали как то не обращать внимания на бардак, хотелось посмотреть что же будет.. через 3 дня был полный ужас, валялось всё, пол усыпан бумажками и другим мусором, стол также завален, а она спокойно разгребала себе небольшое место и сидела за ним!! Дискомфорта от этого не испытывает. Начинаю ругать, может театрально залезть под стол, забиться в угол и сделать большие глаза кричать «я тебя боюсь!» При этом мы её не бьём, максимум по попе иногда получала, от моего бессилия. От театральности, злюсь ещё больше. Дочь к тому же шумная очень, вместо ходьбы, она прыгает по дому, постоянно что то напевает или говорит (если нечего сказать, может просто звуки какие то повторять), машет руками и ногами. И этим сводит меня с ума.., хочется кричать, помолчи! остановись! Я понимаю, что таким образом её нервная система разгружается после школы, но мне от этого не легче.. Далее: Полина очень общительная, но с ней не хотят особо дружить, из за особенностей поведения. Громко смеётся, говорит глупости, навязчивая, может громко заплакать, если обидится, как она сама сказала, девочки считают её «сумашедшей», «летящей». Пытаюсь обьяснить, что просто не пришло время, и не встретила она пока настоящую подругу.. Как это не странно, учится хорошо, на 4 и 5, девочка она неглупая. Недавно подошла ко мне со слезами, и сказала, что не хочет так жить, никто меня не любит, дружить не хотят.. Поплакали вместе, обнявшись. Больно от мысли, что к таким её словам и настроению причастна и я, ведь если бы я была другом всепонимающим и не раздражающимся уже рефлекторно на всё, наверняка таких мыслей у ребёнка не возникло. Сказала, что я её люблю, какая бы она не была.. Итог: За 9 лет, я устала, сильно устала от постоянного контроля, нервов, ругани.. а какого же доченьке!? Но ничего сделать не могу, замкнутый круг. Каждый день я начинаю с мысли, что не буду раздражаться, приму её какая она есть, но нет сил смотреть спокойно на бардак, на то, что уроки останутся не выученными, если не проконтролировать, на дёргания и театральные постановки. иногда от бессилия плачу.. Что делать? Менять себя или может подскажете тактику поведения, чтобы хоть элементарные правила выполнялись? Сейчас устала с ней боротся, убираюсь в комнате сама,пока она в школе.. приходит, говорит мне "спасибо")

Элла

Здравствуйте, Элла! Возможно, девочку Вашу и можно назвать «сложным ребенком», но «сложный» не обязательно «плохой». В таких детях как Ваша дочь бурлит жизнь, иногда кажется, что источник энергии неисчерпаем и это весьма утомительно для окружающих. Но изменить Вы ничего не сможете в ней пока. Значит нужно что-то поменять в себе. Для начала подумайте о том, является ли Ваша дочка единственной вот такой. Одна ли Вы на свете такая мама, которая терзает себя угрызениями совести из-за непонимания и непринятия собственного ребенка? Уверяю Вас, такие родители встречаются очень часто. По возможности, общайтесь с теми, у кого есть похожие сложности. При обсуждении одинаковых проблем возникает ощущение поддержки, и находятся возможные выходы из ситуаций, зачастую полагающиеся на здоровом чувстве юмора. Теперь хочу отметить театральное мастерство Вашего ребенка: девочка сама подсказывает Вам выход из положения – нужно задуматься, куда могла бы «маленькая актриса» воплотить свой талант. Хорошо бы подобрать театральный кружок с опытным педагогом, который любит свое дело. Это помогло бы Вашему ребенку выражать свою эмоциональность и экспрессивность в нужном русле. Многое из того что Вы описали, входит в состав нормального развития и формирования личности человека: она творческий человечек, а значит смиритесь с тем, что беспорядок в комнате, растерянные вещи и отсутствие некоторых элементов дисциплины – это её нормальная среда взросления. Иногда, очень важно услышать «спасибо» от близких Вам людей. Поверьте, дочка переймет от Вас многое и со временем появится стремление соблюдать чистоту, намного важнее сейчас дать ей понять, что она дорога Вам, такой как есть, а так же показать что терпение - замечательное женское качество. В отношениях со сверстниками не только Полина сталкивается с разочарованием и чувством «ненужности», такие фрагменты являются составляющей частью самоутверждения в кругу ребят. Завоевание авторитета обязательно задевает переживания, связанные с одобрением или неодобрением окружающих людей. Вы правильно поступили, поддерживая своего ребенка, таким образом, и теперь дело за ней: переосмыслить свое поведение и понять, почему происходит именно так в установлении дружеских связей. Перестаньте терзать себя: девочка растет и постепенно меняется. Делайте себе передышки время от времени: помогайте организму восстановить сил. Постарайтесь в каждом негативной черте Вашей дочурки отыскать что-то позитивное, ведь одно и то же качество может быть как со знаком «минус, так и со знаком «плюс».

Анна Зубкова, специалист