Вопрос специалисту

Дочь плохо учится в школе

Дочь плохо учится в школе

Моей дочери 10 лет. Она учится в 4 классе. Она плохо учится в школе. У нее нет интереса к учебе. Занимались у психолога этим вопросом. Психолог рекомендовала не обращать вниманию на "2" и "3", а в "5" и "4" хвалить. Хвалить за старание учебе, установить четко определенный режим дня таким образом, чтобы уроки были сделаны в течение обозначенного времени и никак ни позже. Я полностью согласна с этими рекомендациями. Но все же уроки мы делаем целый день, и если я не сижу рядом, то на выполнение задания по математике может быть потрачено 3-4 часа вместо 0,5 часа. Бывает, что по контрольной получает "5", когда к ней не готовилась, а бывает "2", когда мы с ней готовились два дня и прорешали все задания дважды. Она прячет плохие оценки и врет, что ничего не задано. Помогите мне наладить учебный процесс так, чтобы он не превращался в кошмар. Надежда

Надежда

Надежда, вы, вероятно случайно, написали интересный пример из вашей совместной учебной жизни. Вы написали, что за контрольную, к которой вы не готовились, дочка получила 5, а за контрольную, к которой вы два дня готовились и все прорешали – 2. Это очень показательный момент. Вероятно, ваша дочь вполне способна учиться самостоятельно с минимальным вашим контролем. Двойка за контрольную, к которой вы так много готовились, говорит о том, что подготовка повысила уровень тревоги ребенка настолько, что вся ее деятельность разрушилась.
Я не могу помочь вам наладить учебный процесс в одном письме. Для этого должна быть проведена длительная работа, прежде всего с вами, а потом с ребенком. Обычно ребенку сложно учиться, когда родитель слишком погружен в учебный процесс. Тем самым вы как будто сообщаете своей дочери, что без вас она не справится, и она чувствует свою беспомощность. На самом деле относительно здоровый ребенок вполне может справиться с учебой самостоятельно.
Я не вижу ничего страшного в том, что ребенок делает уроки долго. Возможно потому, что когда-то я сама могла часами просиживать за одним упражнением. Это не помешало мне в будущем окончить лучший вуз нашей страны. Поверьте, в этом нет ничего катастрофичного, у каждого свой темп, и свой путь наработки скорости.
Ваша задача проконтролировать, что она садится делать уроки и помочь, если у нее что-то не получается. Причем важно предлагать ребенку самостоятельно выбирать время для выполнения домашних заданий, то есть включать ее активность в этом процессе, а не делать из нее пассивную жертву. А оказывать помощь необходимо, только если ребенок за ней обратился. Это не означает, что вы полностью дистанцируетесь из учебного процесса, вы наблюдаете, но издалека.
Я предполагаю, что учеба превратилась в кошмар, потому что вы сильно нервничаете и переживаете за свою дочь. Это естественно. Любая мама переживает за своего ребенка. Однако нашим детям очень важно чувствовать, что мы им доверяем. И в частности доверяем им в том, что они справятся с трудностями, которые ждут их в жизни.
Мне как маме, в свое время это очень помогло и помогает сейчас. Я сказала себя: «Ну я же как-то справилась с этим делом, значит и моя дочь справиться». Моя тревога снизилась, и учебный процесс перестал быть напряжением для всей семьи. А интерес к конкретному предмету можно пробудить у ребенка, если вы сами испытываете интерес и пытаетесь разобраться в нем. Интересом надо заразить.
Смирнова Анна, психолог

Анна Зубкова, специалист