Вопрос специалисту

Дочь не позволяет себе получить плохую оценку

Дочь не позволяет себе получить плохую оценку

Дочь в 8 классе, учится хорошо, системно, очень замотивирована на учебу, причем без родительского давления. Не отличница, но по основным предметам 5. Уравновешенная, спокойная, математический склад ума, но и по лит-ре сочинения пишет отлично, у доски нормально работает. Проблема - не даются стихи, учит со слезами, отвечает их плохо, даже после 2-х дневной зубрежки. Сегодня довела себя до панической атаки, нервничала и начала задыхаться. Говорю ей - разреши себе на 2 ответить! Совсем не учи! Хочу поговорить с учителем, хороший педагог, доча против - "это же не ее проблема, что я не могу выучить! Скажет - завтра расскажешь". Что делать?

Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Для начала хочу сказать Вам спасибо за то, что Вы разрешаете ребенку получить двойку. Подобное поведение – редкость среди современных родителей, поэтому я искренне благодарна Вам за то, что Вы понимаете, что ребенок может допускать ошибки, чего-то не знать, не уметь или не понимать. В целом, Ваша стратегия поведения верна, однако важно понимать, что именно вызывает у ребенка напряжение.

Вполне возможно, что сейчас в Вашей дочери говорит ее внутренний подросток. Дело в том, что сейчас девочка очень ориентирована на мнение сверстников, а хорошие оценки возможно считаются в ее классе признаком авторитета. Следовательно, в борьбе за высокие баллы девочка отстаивает свой статус в коллективе. Нужно научить ребенка спокойно воспринимать ситуацию проигрыша или неудачи. Стоит объяснить ей, что жизнь – это не четкий план, а процесс, и важен не столько результат, сколько умение находить подход к различным задачам и адаптироваться к текущим обстоятельствам.

Существуют различные техники запоминания, в том числе методы, направленные конкретно на заучивание стихов, однако я не считаю, что проблема именно в этом. При этом, если для ребенка возможная неудача вызывает страх, нужно выявить причины этого страха. Нужно понять, почему ребенок так эмоционально реагирует на неудачу.

Кроме того, панические атаки свидетельствуют о перманентном психоэмоциональном напряжении, причину которого также нужно установить. Среди причин может быть поведение учителей, сверстников или родителей, внутреннее состояние девочки, возникшее в результате тех или иных жизненных событий, наличие психических заболеваний и невротических расстройст. К сожалею, заочно это выяснить невозможно, поэтому настоятельно рекомендую обратиться за очной консультацией к психологу, чтобы корректно разобраться в причинах проблемы и сформировать новые модели поведения.

Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»