Вопрос специалисту

Как лучше строить занятия с сыном?

Как лучше строить занятия с сыном?

Здравствуйте! У меня два вопроса. Моему сыну 3 года. Если ему что-то не разрешили, сразу чего-то не дали или вообще получилось не так, как он хотел, то он начинает психовать и швырять вещи, игрушки. Я ему объясняю, что так делать нельзя, что вещь (игрушка) может сломаться или он попадет в кого-то и будет больно, и т.д. Но он как специально начинает дальше швырять, что попадется под руку. Подскажите как правильно себя вести в такой ситуации. Или это период такой и надо переждать. И второй вопрос: Как лучше строить занятия с сыном? Когда я предлагаю ему порисовать, полепить, наклейки наклеить, в общем, заняться развивающими занятиями, он сначала с радостью соглашается. Но хватает его на пару минут. Как только у него что-то не получилось сделать (ровно приклеить, или нарисовать кружок, палочку), он расстраивается и больше делать ничего не хочет. Или говорит - я это не умею. Я его всегда хвалю, говорю, что ели сразу не получилось, то ничего страшного, надо попробовать еще разок. Но ему уже не интересно. Занятиями я его не перегружаю. Если вижу, что хочет заниматься, то занимаемся. Переживаю за то, как он будет в будущем справляться с тем, что у него не получается. Ведь впереди детский сад, школа и там уже не будет «не хочу». Может я рано паникую?

Катя

Здравствуйте, Катя.

Трехлетний возраст – это кризисный период не только для ребенка, но и для родителей. Важно понимать, что в этом возрасте развиваются такие необходимые в жизни качества личности, как настойчивость, самостоятельность, чувство собственного достоинства и умение отстаивать свое мнение. В каком-то смысле действительно нужно переждать, пока ребенок научится управлять собственными эмоциями и поведением. Но в Ваших силах помочь ему пройти этот этап более мягко и быстро.

Для этого важно понимать разницу между эмоциями и реакциями. Когда мальчик не получает то, чего хочет, у него естественным образом возникают отрицательные эмоции – раздражение, злость, обида. Они в данной ситуации нормальны, поэтому необходимо проговорить их, выразить понимание и сочувствие. При этом можно спокойно, но твердо стоять на своем и давать понять, что такая его реакция (а не он сам), как швыряние предметов, Вам не нравится. Объяснять сыну причину Вашего отказа или запрета лучше только после того, как эмоции улеглись, иначе он просто не сможет услышать Вас. В ситуации истерики Вы можете только следить за безопасностью самого мальчика и окружающих и давать ему время на то, чтобы самостоятельно научиться справляться с негативными чувствами.

Что касается занятий, важно учитывать, что усидчивость совсем не характерна детям такого возраста. Это нормально, что Ваш сын не может долго сидеть на месте и заниматься, и важно реагировать спокойно на его отказы, с чем, как я поняла, Вы прекрасно справляетесь. В данный момент Ваша задача создать у сына положительные ассоциации с самим процессом обучения. Продолжайте отмечать его успехи и поддерживать его в неудачах, проговаривая его чувства («Понимаю, что тебе очень обидно, когда что-то не получается с первого раза»), предлагайте различные задания и поддерживайте его интерес к обучению, когда он возникает сам.

Основным видом деятельности для ребенка является игра, поэтому Вы можете включать как можно больше игровых элементов в обучение и развитие. К тому же, свободная игра также является неотъемлемой частью полноценного и творческого развития ребенка. Поэтому важно оставлять мальчику время и на нее.

Если Вам необходима дополнительная помощь специалиста, лучше всего обратиться на очную консультацию к психологу. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог