Вопрос специалисту

Как развить у ребенка чувство ответственности за обучение и за будущее?

Как развить у ребенка чувство ответственности за обучение и за будущее?

Здравствуйте! У меня сын. Учится в 8 классе. С каждым годом его успеваемость снижается. Незначительно, но тем не менее... Я не знаю, как привелечь ребенка к учебе. Потенциал у него высокий. На фоне других мальчиков в классе, он учится лучше всех, но учитывая, что другие еле-еле на тройки тянут, то достижения у моего сына невелики. По основным предметам тройки. И причина одна этих троек - невыполнение д/з. Я прибегала к разным методам, чтобы он учил уроки: и наказание, и беседы, и пыталась пробудить в нем ответственность. Бесполезно! В итоге мне приходится у восьмиклассника проверять уроки, в т.ч. устные. Каждый вечер у меня уходит на то, чтобы проверять у него устные предметы. Времени на младшего ребенка не остается. Я измучалась. Если я перестану проверять досконально уроки у него, то успеваемость упадет еще. Может, Вы подскажете, как развить у ребенка чувство ответственности за обучение и его будущее? Спасибо!

Евгения

Здравствуйте, Евгения!

Ваш сын сейчас находится в подростковом возрасте. В этом возрасте периоде успеваемость снижается у большинства детей, так как учебная деятельность в 11-12 лет перестает быть ведущей. На смену ей приходит интимно-личностное общение. Подростки не перестают познавать мир, как кажется большинству родителей, напротив, они жадно поглощают информацию, но заняты они в силу возрастных особенностей миром чувств и коммуникации. Тинейджеры ругаются, мирятся, влюбляются, пробуют наощупь границы допустимого, экспериментируют и бунтуют против системы. Какая уж тут учеба?

Более того, вы пишете о том, что ваш сын среди мальчиков учится лучше всех в классе. Так может быть, вы требуете слишком высоких результатов? Успеваемость в школе – не залог счастливого будущего. Гораздо важнее сейчас научиться правильно строить коммуникацию с людьми, уметь разговаривать, вести диалог, определять «свою» и «чужую» компанию, научиться общаться с противоположным полом. Если сейчас упустить момент, то потом уже будет поздно, возрастной период закончится. А вот географию выучить мальчик всегда успеет, если ему это будет нужно.

Обратите внимание еще и на школу, в которой учится ваш сын. Если он, будучи троечником, все равно один из лучших учеников в классе, возможно, проблема кроется в школьной системе обучения, в некомпетентности педагогов. Если никто в классе не выполняет домашнее задание, это не проблема каждого отдельно взятого ученика, а проблема школы и системы обучения внутри нее.

Прививать подростку чувство ответственности можно и нужно вне школьного обучения. У вас есть младший ребенок, помогает ли старший сын ухаживать за ним? Как распределены в доме домашние обязанности? В вашем письме содержится очень интересное противоречие. Вы хотите воспитать ответственного мужчину, но при этом постоянно контролируете его. Согласитесь, что в условиях такого недоверия и тотального контроля говорить об ответственности, как минимум, странно. Поговорите с сыном, объясните, что сфера образования – это его личная сфера ответственности, и он праве поступать так, как ему хочется. Учиться 9 или 11 лет, получать среднее специальное, высшее или не получать его – это его личное дело, исключительно его ответственность. Обсудите, что вы со своей стороны готовы помогать ему, если ему нужна будет помощь. Например, оплатить репетиторов или заплатить за платное обучение в вузе, но если у сына не будет стремлений и желаний, то, окончив школу, ему придется сразу идти работать, потому что вам не хотелось бы, чтобы ваш взрослый сын сидел у вас на шее.

Ведите этот разговор с сыном как со взрослым, ответственным мужчиной. Дайте ему понять, что вы доверяете ему право нести ответственность за свою жизнь. Очень важно, чтобы сын это почувствовал и осознал, и тогда это чувство ответственности придет к нему.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»