Вопрос специалисту

Не понимаю, что происходит с младшим сыном

Не понимаю, что происходит с младшим сыном

У меня двое сыновей 17 и 10 лет, воспитывают их одна, учатся в кадетском корпусе и всегда были моей гордостью, хотя проблем всегда хватало! Но этот учебный год это что-то невыносимое и непонятное для меня, что происходит с моим младшим сыном.

Всегда был очень любознательным и его интересовало ВСЁ, особенно что связано со спортом, движением, перепробовал все секции какие есть в школе + дополнительно ходил на брейк, английский и ментальную арифметику в нашем районе, как всё успевал, не знаю (в школе находился до 16.30), при этом всегда хорошо учился. В этом году опять записался на брейк, но ходить не стал, т.к. не успевал, поздно со школы приезжал. Всё время где-то задерживается допоздна, то футбол возле школы, то где-то с друзьями, то "проблемы у друга", телефон всегда недоступен, я в панике,переживаю (школа очень далеко, ездит один с пересадками). А тут обнаружила его в игровом компьютерном клубе в 22.00!!! Искали всем классом (по телефону, в группе). Ещё всегда обманывает! Всегда! Даже в мелочах! Не пойму зачем?! И ещё одна важная проблема: ест много, съедает все недельные запасы на неделю, находит все припрятанные продукты, съел трехлитровую банку мёда (не за раз, конечно, но когда он мне понадобился, я его не обнаружила), из 30 банок сгущенки (на работе бесплатно досталась) осталось 6! Хотя я её куда только не прятала! Может просто сахар есть ложками или вяленую рыбу, ему всё равно, что есть! Говорю ему: "Я сейчас в душ, выйду, все поужинали, ничего не бери". Выхожу, вижу что стырил яйцо вареное, винегрет и кусок курицы. Уже перестала покупать продукты и готовить, в холодильнике только суп, чтоб не было соблазнов, ликвидировала все сладости.

И в школе стал себя плохо вести и учиться! Тройки, двойки постоянно, хотя домашние задания стараюсь контролировать по мере возможности или старший брат проверяет.

В общем мой ребёнок стал каким-то неуправляемым, не могу справиться с его воспитанием, я нервная, постоянно ругаемся (изначально разговоры по душам и мои просьбы ни к чему не привели). Боюсь окончательно упустить сына. Что делать, не представляю. Помогите, пожалуйста!

Ольга

Добрый день, Ольга.

То, что вы описываете, может говорить о неблагоприятных социальных или психологических условиях в жизни ребенка. Происходили ли изменения в вашей семье за последний год, которые бы повлияли на сына?

Нарушение пищевого поведения может быть вызвано стрессом и недостатком положительных эмоций. Тревожность, обида, раздражение, напряжение и отсутствие эмоциональной близости вызывает желание заесть свои переживания. Так как ощущение сытости связано с ощущением безопасности и защищенности. А в некоторых случаях еда может использоваться в качестве самонаказания, так как переедание ведет к неприятным ощущениям. Запрет на еду лишь усиливает желание съесть ещё что-то, поэтому вместо ограничений – помощь сыну.

Игровая зависимость это ещё один способ справиться с негативными эмоциями. Большое количество разного рода увлечений ранее могло служить поиском своего направления, того, что увлекло бы полностью. Возможно, с начавшейся в организме перестройкой, мальчик потерял интерес к тому, чем был занят. Или не найдя поддержки извне, сделав ошибку в том, что было важно для него, отступил и ушел в свои переживания.

Ложь – это способ защитить себя. От чего? От наказания, от неприятного разговора, в котором он будет испытывать чувство вины, от непонимания, от того, что не оправдывает ваши ожидания. Также ложь характерна для подростков, которые нуждаются в соблюдении личных границ. Чем больше контроль со стороны родителей, тем больше взрослеющий ребенок будет скрывать правду, сохраняя личное пространство.

Чем больше осуществляется внешнего контроля, тем больше снимается ответственность с самого подростка. Когда вы откажетесь от контроля за действиями или бездействием сына (выполнение домашнего задания), он сможет сам отвечать за свои поступки. Просите помочь по домашним делам, сходить в магазин, донести сумки.

Несмотря на взросление и переходный возраст, мальчик нуждается в материнской поддержке и участии. Вновь найти интерес вне школы и смысл в учебной деятельности, вернуть теплые и доверительные взаимоотношения между вами – это то, чем вы можете помочь своему сыну сейчас. Первое, что нужно сделать – восстановить контакт между вами. Интересуйтесь увлечениями сына, поддерживайте его в начинаниях, разговаривайте. Ведь это лучший способ узнать у самого человека, в чем он сейчас нуждается. Выстроить эффективную коммуникацию гораздо проще с помощью психолога. Главное – ваше желание изменить ситуацию.

Успешного решения ваших вопросов.

Елизавета Тиунова,
психолог сайта «Я — родитель»